Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Нигде нет репертуарного театра, такого как в России

– Как вы относитесь к понятию «амплуа»?

– Я отношусь к этому очень серьезно. Амплуа актера имеет очень большое значение. Русский театр этим всегда отличался от западного. Жалко, что в последнее время мы постоянно пытаемся подражать западному и пытаемся в себе это погубить. Очень жалко! У актера обязательно должно быть амплуа. Маленькие, физически нескладные не могут танцевать принцев. По театральным традициям так быть не должно. Все-таки принц должен быть высокий, красивый. Корявая, короткорукая балерина не может быть ни Лебедем, ни Никией и т.д.

– Система Вагановой все еще доминирует в русском балетном образовании или западные системы тоже распространяются в России?

– Западных систем не существует. Существует только одна система, которая была в царской русской школе. Благодаря нашим великим бабкам Кшесинской, Преображенской, Егоровой и т.д. все это ушло на Запад. Ваганова одна из тех людей, которая осталась в этой стране. Она просто описала это в методике, потому эта система называется системой Вагановой. Во всем мире преподают одно и то же. Просто ритм работы везде разный. Нигде нет репертуарного театра, такого как в России. От этого сложность работы именно русских коллективов.

– Петипа был французом. Молодое поколение русских танцовщиков все еще рассматривает его как ключевую фигуру в русском балете?

– Петипа был французом по происхождению. Но он не имел никакого отношения к французскому балету. Танцовщиком он был исключительно в Испании, в Парижскую оперу его не взяли. Там танцевал его брат Люсьен Петипа. Вторая часть его карьеры как танцовщика проходила в России. А балетмейстер Петипа состоялся благодаря исключительно русской традиции и русскому театру. 

Поэтому если говорить о его корнях, о его происхождении, то, конечно, он француз. Но однажды, на одной дискуссии, я уже сказал по этому поводу: «Почему Баланчин считается американским балетмейстером, если он грузинского происхождения». Было бы смешно говорить про Баланчина: грузинский балетмейстер. Конечно, он балетмейстер с русской школой, просто основную часть жизни он жил и творил на территории Америки.

Петипа составляет основу всех театров мира. Но наш русский Петипа и их Петипа, существующий сквозь нуреевскую призму, существенно отличаются. Конечно, те люди, которые хотят понять, что такое Петипа, они должны посмотреть спектакли, в исполнении исключительно Мариинского театра и отчасти Большого. Только тогда можно составить мнение, что такое был балет Петипа, но никак не по спектаклям, которые идут на Западе.