Найти в Дзене
Угол атаки

Чем актер Алексей Серебряков похож на своего героя Адвоката из «Бандитского Петербурга»

Вторая часть «Бандитского Петербурга» - один из лучших криминальных фильмов в истории российского кино, если не лучшее. В нем замечательно все: игра и подбор актеров, режиссерская и операторская работа, музыка, постановка драк. Один из главных героев фильма – ветеран Афганистана и бандит дескать как поневоле Олег Званцев. Еще в начале 2000-х, когда я впервые посмотрел фильм, то почувствовал неприязнь к этому герою.

Кадр из фильма "Бандитский Петербург".
Кадр из фильма "Бандитский Петербург".

Тогда еще не понимал – почему. Вроде и герой, как тогда казалось, положительный и благородный. И Серебряков сам по себе еще не прослыл «борцом с режимом», не вызывая в этой связи оторопи. Но что-то в его образе еще тогда рождало вполне явственное отторжение. Спустя много лет, пересмотрев этот фильм в третий или четвертый раз, для меня стало очевидным, что герой Серебрякова по своей сути – предатель и лицемер.

Вспомним его историю. Парень вернулся в 1984 году из горячей точки и на гражданке сразу же столкнулся с одним неприятным сюрпризом за другим. И любимая девушка замуж за другого вышла, и в его доме поселились другие люди. Жизнь его дала большую трещину, и он начал вести чуть ли не образ жизни бомжа. Но тут его подобрал большой криминальный авторитет Антибиотик. Оценил его волевые и организационные качества, боевой опыт и прочие достоинства. «Пахан» подарил Званцеву по сути вторую жизнь. Да, это была жизнь бандита, однако тот сам на нее согласился. С пистолетом у виска его никто не заставлял вести преступный образ жизни.

И Адвокат, как нарекли его в бандитском мире, сильно в этом преуспел. Работал вдохновенно, с огоньком и со вкусом. Из-под палки хороших результатов в работе редко когда достигают. Адвокат же еще как достиг, став одним из самых авторитетных людей Санкт-Петербурга. А еще – человеком очень богатым. По его словам, денег у него было столько, что он смог бы их потратить до конца жизни только если бы прикуривал от стодолларовых купюр. Благодаря кому он этого достиг?

Более того – Антибиотик по сути вписался за его любимую женщину Екатерину и спас ее от крутого наезда другого криминального авторитета Гургена. Виктор Палыч по большому счету привязал Званцева к его пассии неоплатимым долгом (Екатерины перед Олегом). Званцев спас ей жизнь, но без участия Антибиотика этого бы сделать не смог.

Следующий момент. Адвокат попал в тюрьму и позднее, когда вышел на волю, сообщает своему другу Сергею Челищеву, что, дескать, Антибиотик его в тюрягу и упек. Однако это весьма сомнительно. Дело в том, что Антибиотик как человек старой закваски очень ценил и лелеял хорошие кадры. Умные, талантливые работники для него были на вес золота, он ими не разменивался и очень ценил. Виктор Палыч был совершенно не заинтересован в том, чтобы Адвоката арестовали, поскольку тот был основным игроков его преступной империи. После его посадки дела авторитета во многом встали, и он вынужден был сделать ставку на стремного бывшего прокурорского работника Челищева. Совсем не от хорошей жизни.

Да и вообще, о том, что Званцева «упоковал» в СИЗО не Антибиотик, а отдел по борьбе с оргпреступностью, в фильме прямым текстом говорит оперативник Марков при втором задержании Адвоката.

Кадр из фильма "Бандитский Петербург".
Кадр из фильма "Бандитский Петербург".

Да, Антибиотик читал тюремную переписку Званцева. Но он все-таки был большим криминальным боссом, а не воспитателем детского сада. Из переписки Палыч узнал о сепаратистских настроениях своего подчиненного, сделав вывод, что молодые фавориты (Званцев и Чилищев) вышли из-под контроля и замышляют «дворцовый» переворот.

Так чем же Олег Званцев отблагодарил своего благодетеля Антибиотика? Ненавистью. Тем, что пытался убрать, целясь из снайперской винтовки (и убрал бы, если бы не бдительная охрана авторитета). А перед этим толкнул пафосную речь о том, что хочет уехать заграницу, потому как невмоготу жить в стране, где «антибиотики командуют». Дружок, что ж ты столько лет на него усердно работал? Что ж ты вовсю пользовался всеми благами, связями и преимуществами этого, по твоему мнению, упыря? Вина Антибиотика перед Званцевым, очевидно, была в том, что он не позволил вскормленному орленку бортануть своего «батю» и самому «царствовать и всем владети»? Но тут уж извините. Антибиотик вполне оправданно поборолся за свое. По большому счету устранение Званцева и Челищева с его стороны было чистой самообороной. Не он начал эту войну. Он вынужден был принять брошенный вызов и победил. Только и всего.

Тут надо отметить, что автор, мягко говоря, не поклонник образа Антибиотика как такового и вовсе не разделяет его, так сказать, жизненные устремления. Просто стараюсь рассуждать объективно, исходя из диспозиции взаимодействия героев этого замечательного телефильма.

Рассматривая образ Званцева, удивляешься, насколько актер Алексей Серебряков в итоге стал похож на своего героя, сыгранного в 1999 году. В отличие от киношного Адвоката Серебряков за границу-таки свалил. В Канаду. Там живет его семья, трое детей.

Время от времени в СМИ появляются его «совестливые» откровения о том, как все в России плохо, о том какие россияне злобные хамы и вообще люди-то не очень. Но при этом Серебряков, как и его герой Званцев, благополучно кормится у тех, кого обливает коричневой субстанцией. Алексей спокойно приезжает в Россию, снимается здесь в фильмах, зарабатывает деньги в стране, которая, по его мнению, погрязла в плохом и ужасном. Гордость и принципы Серебрякова ни коим образом не страдают, когда он работает для и на этих российских, как он говорил, «злобных хамов». В благословенном и любимом им Западе, кстати, сниматься в кино его почему-то не зовут.

Параллели здесь очевидны. Россия для Серебрякова – это все равно что Антибиотик для Званцева. И все в ней не так, но (тут матерное слово) буду заколачивать здесь деньги, попутно пафосно разглагольствуя, какие россияне такие-сякие.

Очень удобно. И совсем недвулично, нет. Наверное, именно в таких правдорубах нуждается Россия.