Был ли он контуженным в голову, как показано в фильме "Союз Спасения"?
В фильме «Союз спасения» есть прекрасная сцена, когда Пестель сидит в Линцах, собирается идти под арест, и тут к нему приезжает Юшневский с вопросом: «Какого хрена?».
Мы не будем в этой статье рассказывать о том, что Юшневский в Линцы не ездил и не мог ездить (в те годы вообще со свободой передвижений человека, находящегося на службе, гораздо печальней, чем сейчас, так просто не уедешь и не приедешь. Ровно поэтому же абсолютно неправдоподобна сцена с появлением Пестеля в Петербурге накануне восстания 14 декабря – да кто б его со службы отпустил минимум на две недели туда-сюда смотаться?).
В общем в этой сцене Пестелю становится физически плохо и говорит он следующее: «Всю неделю боли… Это из-за контузии, сейчас пройдет». И у зрителя явственно складывается впечатление, что Пестель – контуженный куда-то в голову (что многое объясняет в его манере быть злодеем и скрежетать зубами). Актер, который его играет – Павел Прилучный не понаслышке знаком с боксом, и в общем если что и в состоянии отыграть удачно – то вот последствия какой-то эдакой контузии.
Консультантом фильма стала известный историк Оксана Киянская, которая в своем твиттере говорит буквально следующее: «Понравился Пестель. Говорят: он скрежещет зубами и вообще нервный. Ау, ребята, он такой и был. Он несколько часов пролежал без сознания на Бородинском поле, контуженый и раненый. Чуть не умер. И всегда с собой носил яд»
В общем, на всю голову ударенный был.
Итак, для начала – Павел Пестель действительно был ранен при Бородино и действительно долго страдал от раны. Только это была не контузия и не рана в голову – ранен он был в лодыжку. И на поле боя не лежал – потому что в целом раненых с поля выносят. Сам он пишет в показаниях: «и под самый уже вечер ранен ружейной пулей в ногу». Сохранились медицинские документы – списки раненых с информацией о ранениях. Никакой контузии там и в помине – честная пуля в ногу, неприятно и очень больно, но никакого многочасового лежания на поле – вечер, там подкрепления как раз подоспели, и надо полагать, его оперативно оттащили.
И рана его действительно серьезно беспокоит – года эдак до 1816-1817. Это долго. Это правда периодические боли, обострения, долгое и муторное лечение. Но таки вполне успешное – ни о каких болях и обострениях в дальнейшем нигде не упоминается (а сохранилось о Пестеле немало и воспоминаний и переписки – если бы он по-прежнему страдал от болей, то например, об этом бы точно знали родители и регулярно бы спрашивали), да и соратники упоминали бы. Единственное позднейшее свидетельство – это о том, что на казнь человек шел с трудом и не мог сам в кандалах переступить через порожек – возможно, что от стресса и крепостных условий действительно случилось обострение (а возможно и не случилось, у человека перед виселицей ноги и сами по себе отказать могут).
В общем нет – Пестель был не контуженный в голову, а просто получивший рану под Бородино. И это вообще не уникально – довольно много воевавших декабристов получили ранения, о них сохранились свидетельства, эти ранения очень доставляли им на каторге уже, потому что словить обострение – самое милое дело. В общем, как-то специально связывать характер Пестеля с полученным ранением, учитывая, что это был не единственный раненый и долго страдавший от ран декабрист – ну упс. Нет.
@по материалу Ф. Лифанова
Еще о Пестеле? У нас много!