Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Волгоград. Трамвай или метро?

Волгоградский трамвай уникален для современной России, да и среди стран СНГ есть всего лишь одно трамвайное хозяйство в городе Кривой Рог, которое имеет туже особенность, что и городской рельсовый транспорт Волгограда.

Станция площадь Ленина
Станция площадь Ленина

В Волгограде с 5 ноября 1984 года действует скоростной трамвай, который имеет подземный участок длиной 7,1 км и шесть станций, расположенных на подземном участке — площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская, Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка. Вообще система скоростного трамвая в Волгограде имеет протяженность 17,3 км, насчитывает 22 станции. При этом действует два скоростных маршрута. Подземный участок проложен по стандартам метрополитена, при этом из-за того, что первоначально эксплуатировались исключительно односторонние вагоны «Татра» Т-3 на станциях первой очереди принято неправильное движение вагонов (левостороннее), а между перегонами движение вагонов на наземном участке правостороннее и поэтому туннели под землей меняются местами, причем без непосредственного пересечения. За эту особенность журнал Forbes отнес систему скоростного трамвая города на 4 место из 12 самых интересных трамвайных маршрутов в мире. Левостороннее движение принято на участке от начала перегона ТРК «Европа — площадь Ленина до перегона Комсомольская — Пионерская первой очереди. На станциях второй очереди движение правостороннее, так как используется двухсторонний подвижной состав. К левосторонним подземным станциям относятся следующие площадь Ленина и Комсомольская. Станция Пионерская в силу особенности рельефа расположена на эстакаде над поймой реки Царица.

Станция Комсомольская
Станция Комсомольская

Эксплуатирует волгоградский скоростной трамвай МУП «Метроэлектротранс».

Спуск на подземную станцию Комсомольская
Спуск на подземную станцию Комсомольская

В качестве основного средства безопасности на линии используется система АЛС-АРС. Подземный участок дополнительно оборудован системой двузначной автоблокировки. Подземные станции построены с возможностью их переоборудования в полноценное метро, предусмотрена возможность поднять уровень платформ до требуемого в метрополитене, также имеется резерв в увеличении посадочных платформ в длину, в настоящее время они могут принимать составы из четырех вагонов. Все остановки на протяжении всего маршрута объявляются как станции.

Станция Комсомольская
Станция Комсомольская

С началом пуска системы скоростного трамвая эксплуатировались трамвайные вагоны «Татра» Т-3, объединенные в двухвагонные поезда. В первой половине 90-х годов проводились испытания на линии различных типов двухсторонних вагонов: чешской «Татры» KT-8D5, российских ЛВС-93 и 71-611 (КТМ-11). Вагоны 71-611 были переданы в соседний город Волжский, чешский вагон КТ-8D5 был отправлен в Москву для сохранения в качестве музейного экспоната. Трамвайный вагон ЛВС-93 был порезан в 2009 году. В настоящее время в системе скоростного трамвая эксплуатируются следующие типы вагонов «Татра» Т-3 (до середины 2018 года), «Татра» Т-3R.PV (2 вагона), питерские вагоны ЛВС-2009, усть-катавские трамваи 71-623-03 и поступившие из Москвы двухсторонние трамваи МТТА, изготовленные на базе Т-3.

Станция площадь Ленина
Станция площадь Ленина

Известный исследователь узкоколейных железных дорог и метрополитена Сергей Болашенко в собственных публикациях относит волгоградскую систему к метрополитену. Наличие пяти подземных станций и одной надземной теоретически позволяют классифицировать указанную транспортную систему как метрополитен, однако не соблюдается критерий изолированности сети от движения иного вида транспорта, поэтому этот факт, а также трамвайный подвижной состав дает четкий ответ на вопрос — это трамвайная система, уникальная для России.

Станция Пионерская Волгоградского скоростного трамвая, фото М. Матвеева
Станция Пионерская Волгоградского скоростного трамвая, фото М. Матвеева

ДДН. Фото А. Колесников

Вы можете познакомиться с другими материалами канала по теме общественного транспорта:

КТМ71-633. Вагон, который не был в регулярной эксплуатации.

На трамвае по Орлу

Троллейбусы АКСМ-101М в Туле

-7