Найти тему
«Это не кровать»

Читательский дневник: «Снеговик» Ю Несбё

Привет! Меня зовут Тим, и на своём канале я намереваюсь нескучно рассказывать о просмотренных фильмах и сериалах, прочитанных книгах и опыте работы учителем английского языка. Но обо всём по порядку. Сегодня мне бы хотелось начать с книги.

Так уж вышло, что после окончания института, я не часто берусь за чтение художественной литературы. Это, как мне кажется, обусловлено тем, что, во-первых, я отношу себя к группе избалованных и требовательных читателей, которыми и являются филологи, лингвисты и переводчики. Во-вторых, сюжет. Поделюсь одним нехитрым приёмом: придя в близлежащий книжный, отыскиваю понравившейся корешок, раскрываю и читаю несколько первых страниц, а затем абзац на самой-самой последней. Зацепило — иду прямиком на кассу. Нет — на нет и суда нет, — продолжаю поиски. В-третьих, сам текст. Легкость прочтения, темп повествования (развития сюжетных линий). Меня нисколько не пугают рассуждения автора на десять страниц (утрирую конечно, но возьмите для сравнения «Войну и Мир» Толстого), но для кого-то может стать проблемой. И, наконец, сам автор. За годы изучения мировой литературы и конкретно Англии и США, у меня сложился круг писателей, которым, без преувеличения, доверяешь (не только классикам, но и современникам). Да, знакомый стиль письма, да типичные герои в той или иной ситуации, но ты ждёшь каждую новую книжку, как Нового года (например, Дэн Браун со своей серией романов о Роберте Лэнгдоне). Также не стоит сбрасывать со счетов переводчика — если уровень владения иностранным языком не позволяет читать в оригинале (это, кстати, отдельная тема для обсуждения).

Моё знакомство с Ю Несбё случилось опосредованно: критические статьи, контекстная реклама в социальных сетях, постеры к одноимённому фильму, — это всё кричало о покупке книги.

Скандинавский нуар, как и сам по себе нуар, — явление интересное. Позволю себе на пальцах объяснить широкой аудитории некоторые тонкости, составляющие детективный жанр, разработанный скандинавами.

  1. Убийство — начало истории.
  2. Реалистичность (вспоротое брюхо, разбросанные кишки и т.д.) — автор не стремится щадить детскую психику читателя.
  3. Мрачность — достаточно представить любой фильм ужасов: отсутствие света в помещении; старательно нагнетаемое ощущение будто за тобой кто-то следит и вот-вот выпрыгнет из-за угла. Наличие подвалов, чердаков, амбаров и т.д.
  4. Нелинейное повествование. Краткий курс из школьной программы по литературе: любое произведение строится по модели — экспозиция (описание героев, местности), завязка (событие, с которого обостряются или возникают противоречия ведущие к конфликту), развитие действия, кульминация (напряжённый момент) и развязка. Мы не будем углубляться в то, что экспозиция может быть прямой, то есть следовать до завязки, или задержанной, то есть после развязки; и то, что в некоторых произведениях может присутствовать пролог (предыстория к основным событиям) и/или эпилог (изображение того, что произошло после основных событий). Линейная схема выглядела бы так: «пролог —> экспозиция —> завязка —> развитие действия —> кульминация —> развязка —> эпилог». Иногда, авторы желая сделать своё произведение более сложным и запутанным, начинают экспериментировать с фабулой (события, факты, случаи, действия, состояния), элементами сюжета и т.п., что складывается в технику нелинейного повествования. Обычно, в случае с детективами, именно таким на поверхности и предстаёт «Снеговик», события подаются не в хронологической последовательности (родился, состарился, умер), а от конца к началу — риверсивная композиция: то есть нам показывают преступление, а затем мы наблюдаем за ходом расследования.
  5. Главный герой — трудоголик, интеллектуал, закоренелый холостяк (читай плюс-минус Шерлок Холмс), страдающий от какого-либо недуга (алкоголизм, наркомания, психологические расстройства).
  6. Размытая граница между добром и злом: неожиданно, вам в равной степени близки взгляды или идеи как главного героя, так и главного злодея, антагониста.
  7. Пейзажи, пронизанные чувством одиночества и безысходности. Бескрайние леса, бесперебойные дожди (чем не Петербург).
  8. Пессимизм в каждой строчке, абзаце, главе.

Стоило или не стоило приобретать роман о следователе Харри Холе, являющимся седьмым по счёту, — вопрос с подвохом. Мне всегда казалось логичным, что начиная очередную книгу цикла, писатель не поленится коротко пробежаться по случившемуся ранее; и я изначально настроил себя на то, что «Снеговик» станет для меня некой отправной точкой.

Чудо случилось, но не так как я себе нафантазировал.

Лихо закрученный сюжет — то, чего, действительно, ждёшь от детектива. Занимательная история, детально проработанные персонажи. Круто!

Одно но...

Пробираться сквозь текст придётся долго и мучительно (возможно, тут ещё сыграл тот факт, что это была электронная книга, а читать с экрана смартфона было неудобно). Забросил на пару месяцев, чтобы перевести дух. Трудно. Тяжеловесно. Не буду кидаться беспочвенными обвинениями в переводчика, но, мне показалось, что переводной текст не совсем проработан для русскоговорящего читателя. Нет лёгкости и воздушности, с которым осиливаешь того же Стига Ларссона, яркий представитель жанра.

Читать или не читать? Однозначно читать. Экранизация, кстати, мне показалась банально скучной: невнятная и невыразительная игра Майкла Фассбендера, много вырезанного или исковерканного, что в сущности превращает и без того трудную для восприятия книжку в непроходимые джунгли.

Если у вас, как и у меня, есть ностальгия по временам «Девушки с татуировкой дракона», а огромное количество сериалов — «Мост», «Валькирия», «Тот, кто убивает» (американская версия тоже ничего),  «Монстр» и др., — толкают на поиски «чего бы похожего почитать». Тогда, скорее всего, немного Ю Несбё — то, что вам нужно.

А, вы что недавно прочитали? Дайте знать в комментариях.