Нацистская пропаганда годами продолжала распространять миф о автобане, и - стоит отметить - довольно успешно. Фильмы и фото демонстрировали рабочих на еще не готовых отрезках автобана даже тогда, когда строительные работы уже давным-давно не велись. Эти образы врезались в память целого поколения немцев, и сегодня время от времени они дают о себе знать снова.
Адольф Гитлер с размаху втыкает лопату в гору песка. Вокруг него стоят солдаты, один из которых держит в руках фотоаппарат, чтобы сфотографировать "фюрера" и задокументировать первый удар лопаты во время строительства очередного отрезка автобана.
Это - типичный фотомотив, который в те времена активно распространяли по всей стране, а чаще всего там, где строили небольшие отрезки "рейхсавтобана". Такие инсценировки имело одну цель - проинформировать об активности власти граждан всего Рейха. Поэтому сцены с лопатой и открытия готовых отрезков раз за разом повторяли и громко праздновали.
Несколькими годами ранее подавляющее большинство членов Национал-социалистической рабочей партии Германии вместе с Коммунистической партией саботировали строительство "дорог исключительно для автомобилей".
Мол, планы строительства "служат лишь удовлетворению интересов богатых аристократов и еврейских капиталистов", аргументировали нацисты, отказываясь участвовать в политических переговорах по финансированию автобанов. Лишь в 1933 году, после прихода к власти Адольфа Гитлера, национал-социалисты открыли пользу автобана для собственных целей.
К 1929 году строительство автобанов в Германии было невозможным из-за экономического кризиса и нехватки капитала. Германия страдала от последствий массовой безработицы, гиперинфляции и выплат репараций после Первой мировой войны. Только тогдашнему обербургомистру Кельна Конраду Аденауэру 1932 удалось профинансировать и построить первый автобан без перекрестков между Кельном и Бонном.
Он был 20 километров длиной, а ехать по нему можно было со скоростью всего 120 километров в час. Правда, большинство автомобилей тогда все равно могли едва разгоняться до 60 километров в час. Местность вокруг Кельна тогда считалась самой популярной среди автомобилистов. Впрочем, уже через полгода после открытия национал-социалисты снизили этот автобан в статусе до дороги местного значения.
На самом деле еще в 1909 году состоятельные автолюбители и промышленники договорились и инициировали строительство дороги, которая бы позволила автомобилям свободно ездить - без пыли и грязи, без лошадиных повозок и пешеходов. В 1913 году в Берлине даже начались работы над её строительством, но собранных денег хватило только на десять километров вместо запланированных семнадцати.
Первая мировая война прервала строительные работы, а после 1921 готовый отрезок дороги использовали преимущественно для испытания спортивных автомобилей, которые становились все быстрее, и для автогонок.
Основанное в 1926 году сообщество выступало за строительство дороги через всю Германию - от Гамбурга через Франкфурт в Базель. Однако инициатива "HaFraBa" сначала наткнулась на сопротивление со стороны национал-социалистов, а затем, после прихода к власти Гитлера, его планы были частично учтены. Само же сообщество получило новое название - Общество по подготовке рейхсавтобанов.
Адольф Гитлер заинтересовался уже тогда заметной тенденцией роста мобильности населения. В то же время он распознал возможность соблазнить нацию несколько авантюрным планом и укрепить собственную власть. Ведь на самом деле понятно было одно: лишь немногие из немцев смогут позволить себе приобрести авто и, соответственно, пользоваться новыми автобанами. Поэтому нацистская пропаганда обещала народу мобильность: мол, не только состоятельные, но и широкие массы населения получат возможность путешествовать. Так появилась идея "народного автомобиля" - "Volkswagen". Кроме того, по требованию Гитлера на первых отрезках автобана Deutsche Reichsbahn должны наладить скоростное сообщение омнибусов.
Ежегодно должны были быть построены 1000 километров автобана. Таким был приказ Гитлера. 1934 он объявляет начало "рабочей битвы" и обещает таким образом сократить количество безработных. Строительство автобана должно было обеспечить не менее 600 000 новых рабочих мест. Однако во времена интенсивных работ задействованы были только 120 000 рабочих. Не обошлось и без забастовок, зачинщиков которых быстро отправили в концентрационные лагеря. Общественность об этом, конечно, ничего не узнала.
С годами все больше немцев начинают работать на оборонную промышленность. Именно она, а не строительство автобана, сокращает объемы безработицы в Германии. В годы войны к строительным работам все чаще привлекают военнопленных и евреев, потому что немецкие строители уже давно на фронте. 1941 года были построены лишь 3800 километров дорог. А с 1941 по 1942 строительные работы почти полностью прекратили. Осенью 1943 года из-за отсутствия чрезмерного автомобильного движения ездить на автобанах позволили даже велосипедистам.