Всем широко известны немецкие модели железных дорог. Для социалистического лагеря указанные модели выпускались в ГДР. В типоразмерах НО и N модели изготавливали фирма Piko, для ТТ-ников миниатюрные поезда делала ВТТВ. Надо сказать, что в основном прототипы были европейские, под железные дороги СССР моделей было выпущено единичное количество, при этом это были скажем так общие модели для нескольких стран соцлагеря, отличавшиеся окраской и припиской. Так фирма ВТТВ изготавливала, например, модели тепловозов Т435, BR107 и ЧМЭ2. Фактически это была одна модель, только окрасочные варианты в исполнении для железных дорог трех государств.
В итоге советским правительством было решено организовать выпуск отечественных моделей железных дорог на предприятиях СССР.
Первым предприятием, где было начато производство моделей отечественных железных дорог стал курский «Счетмаш». С 1982 по начало 90-х годов им выпускался набор, куда входил паровоз Ов-724 приписки Южно-Уральской железной дороги и два пригородных двухосных вагона «егоровца». Были разные варианты комплектования наборов, выпускался комплектный набор с рельсами и блоком питания, наборы просто подвижного состава, а также отдельно паровоз. Паровоз изготавливался в трех вариантах исполнения трехосного тендера – нефтяным, угольным и дровяным. Известны также варианты паровозов с четырехосными тендерами. Сами модели паровозов также имели некоторые варианты исполнения за счет отличий в прилагаемых к модели накладных деталей, но при этом сам паровоз имел один и тот же номер (по другим источникам паровоз выпускался с тремя номерами, в том числе 724 и 274, при этом паровоз с номером 274 выпускался с дровяным тендером). Кузов паровоза был выполнен из пластика, качество исполнения среднее. Привод паровоза находился в тендере. Ведущие колесные пары первая и третья. Третья колесная пара обрезинена. Кинематика была стандартной для того времени – промежуточные зубчатые передачи в первой и второй ступенях и червячная в третьей. Модель была достаточно шумной. Токосъем был с первой и третьей колесных пар тендера и второй и четвертой колесных пар самого паровоза. Качество окраски и надписей выполнено на высоком для тех лет уровне.
Любопытно, что изначально был предложен к производству более технологичный и простой набор из паровоза "Ь" с осевой формулой 0-4-0 и нескольких теплушек. Но руководство посчитало этот набор слишком простым и несерьезным.
Большую помощь в организации выпуска моделей оказал моделист Карел Прохазка.
В конце 1980-х на предприятии было решено изготовить модель отечественного тепловоза ТЭП10, также в типоразмере НО. Были изготовлены лишь предсерийные образцы. Помимо модели тепловоза к производству готовились модели цельнометаллического пассажирского вагона и пассажирского перрона.
К сожалению начался процесс развала промышленности бывшего СССР, в итоге производство моделей на «Счетмаше» было свернуто. Некоторая оснастка для изготовления тепловозов ТЭП10 попала к курскому моделисту Сергею Стальцеву, который организовал фирму «Моделена» и эта фирма не только выпускала модель тепловоза ТЭП10 в НО, но и также допродавала остатки наборов курских «овечек», накладные и запасные детали к ним.
Еще одним предприятием в те годы, которое отметилось в сфере железнодорожного моделизма стал белгородский «Сокол». Модель выпускалась в непростое время в течение 1992-1993 годов. Существовало два варианта окраски: ДР1А-138 красного цвета приписки Южной железной дороги (наиболее распространенный вариант) и ДР1А-020 голубого цвета приписки Московской железной дороги. Помимо этого было еще два варианта моделей красного цвета с логотипом рижского вагоностроительного завода и логотипом СЖД. Модель имела хорошую деталировку и качество исполнения кузова, но плохие ходовые качества. Для того, чтобы модель поехала надо было перебирать ее ходовую часть, модель было шумной и маломощной. Кривые и стрелки поезд проходил с трудом. К модели прилагались накладные детали. Помимо модели дизель-поезда «Сокол» в период с 1991 по 1994 год выпускал рельсовый материал на НО.
На белгородском "Соколе" изготавливали также набор железной дороги под названием "Малыш" в типоразмере N. В состав набора входил стендовый паровоз (типа Т3) и три товарных вагона. Подвижной состав был копией набора фирмы Minitrix.
На этом история производства моделей отечественного подвижного состава на промышленных предприятиях закончилась. Новое время выдвинуло отдельных моделистов и частные фирмы в России и других странах бывшего СССР, которые наладили выпуск отечественных моделей в нескольких типоразмерах.
Раритетные модели сейчас можно приобрести на вторичном рынке, объявления о их продаже можно встретить на специализированных площадках и форумах.
канал «ПАНТОГРАФ», фото из открытых источников - с сайта Интернет-магазина «Паровозики.ру»
С другими материалами на тему железнодорожного моделизма Вы можете ознакомиться по ссылкам:
Новинки отечественного ТТ. Кран КДЭ-151.
Ожидаемая новинка чешской фирмы МТВ. Электровоз серии Е499.0. ТТ
Чешская фирма МТВ для отечественных моделистов. НО