Найти тему
ПАНТОГРАФ

Первые отечественные ж/д. модели промышленного производства

Всем широко известны немецкие модели железных дорог. Для социалистического лагеря указанные модели выпускались в ГДР. В типоразмерах НО и N модели изготавливали фирма Piko, для ТТ-ников миниатюрные поезда делала ВТТВ. Надо сказать, что в основном прототипы были европейские, под железные дороги СССР моделей было выпущено единичное количество, при этом это были скажем так общие модели для нескольких стран соцлагеря, отличавшиеся окраской и припиской. Так фирма ВТТВ изготавливала, например, модели тепловозов Т435, BR107 и ЧМЭ2. Фактически это была одна модель, только окрасочные варианты в исполнении для железных дорог трех государств.

В итоге советским правительством было решено организовать выпуск отечественных моделей железных дорог на предприятиях СССР.

Модель паровоза Ов-724
Модель паровоза Ов-724

Первым предприятием, где было начато производство моделей отечественных железных дорог стал курский «Счетмаш». С 1982 по начало 90-х годов им выпускался набор, куда входил паровоз Ов-724 приписки Южно-Уральской железной дороги и два пригородных двухосных вагона «егоровца». Были разные варианты комплектования наборов, выпускался комплектный набор с рельсами и блоком питания, наборы просто подвижного состава, а также отдельно паровоз. Паровоз изготавливался в трех вариантах исполнения трехосного тендера – нефтяным, угольным и дровяным. Известны также варианты паровозов с четырехосными тендерами. Сами модели паровозов также имели некоторые варианты исполнения за счет отличий в прилагаемых к модели накладных деталей, но при этом сам паровоз имел один и тот же номер (по другим источникам паровоз выпускался с тремя номерами, в том числе 724 и 274, при этом паровоз с номером 274 выпускался с дровяным тендером). Кузов паровоза был выполнен из пластика, качество исполнения среднее. Привод паровоза находился в тендере. Ведущие колесные пары первая и третья. Третья колесная пара обрезинена. Кинематика была стандартной для того времени – промежуточные зубчатые передачи в первой и второй ступенях и червячная в третьей. Модель была достаточно шумной. Токосъем был с первой и третьей колесных пар тендера и второй и четвертой колесных пар самого паровоза. Качество окраски и надписей выполнено на высоком для тех лет уровне.

Любопытно, что изначально был предложен к производству более технологичный и простой набор из паровоза "Ь" с осевой формулой 0-4-0 и нескольких теплушек. Но руководство посчитало этот набор слишком простым и несерьезным.

Большую помощь в организации выпуска моделей оказал моделист Карел Прохазка.

Набор из паровоза Ов-724 и двух вагонов-"егоровцев"
Набор из паровоза Ов-724 и двух вагонов-"егоровцев"

В конце 1980-х на предприятии было решено изготовить модель отечественного тепловоза ТЭП10, также в типоразмере НО. Были изготовлены лишь предсерийные образцы. Помимо модели тепловоза к производству готовились модели цельнометаллического пассажирского вагона и пассажирского перрона.

Тепловоз ТЭП10 от Моделены, производство которого планировалось на "Счетмаше"
Тепловоз ТЭП10 от Моделены, производство которого планировалось на "Счетмаше"

К сожалению начался процесс развала промышленности бывшего СССР, в итоге производство моделей на «Счетмаше» было свернуто. Некоторая оснастка для изготовления тепловозов ТЭП10 попала к курскому моделисту Сергею Стальцеву, который организовал фирму «Моделена» и эта фирма не только выпускала модель тепловоза ТЭП10 в НО, но и также допродавала остатки наборов курских «овечек», накладные и запасные детали к ним.

Еще одним предприятием в те годы, которое отметилось в сфере железнодорожного моделизма стал белгородский «Сокол». Модель выпускалась в непростое время в течение 1992-1993 годов. Существовало два варианта окраски: ДР1А-138 красного цвета приписки Южной железной дороги (наиболее распространенный вариант) и ДР1А-020 голубого цвета приписки Московской железной дороги. Помимо этого было еще два варианта моделей красного цвета с логотипом рижского вагоностроительного завода и логотипом СЖД. Модель имела хорошую деталировку и качество исполнения кузова, но плохие ходовые качества. Для того, чтобы модель поехала надо было перебирать ее ходовую часть, модель было шумной и маломощной. Кривые и стрелки поезд проходил с трудом. К модели прилагались накладные детали. Помимо модели дизель-поезда «Сокол» в период с 1991 по 1994 год выпускал рельсовый материал на НО.

Набор ДР1А из вагонов красного цвета
Набор ДР1А из вагонов красного цвета

На белгородском "Соколе" изготавливали также набор железной дороги под названием "Малыш" в типоразмере N. В состав набора входил стендовый паровоз (типа Т3) и три товарных вагона. Подвижной состав был копией набора фирмы Minitrix.

Модели товарных вагонов, изготовленные на "Соколе", фото предоставлено Vlad Black
Модели товарных вагонов, изготовленные на "Соколе", фото предоставлено Vlad Black

На этом история производства моделей отечественного подвижного состава на промышленных предприятиях закончилась. Новое время выдвинуло отдельных моделистов и частные фирмы в России и других странах бывшего СССР, которые наладили выпуск отечественных моделей в нескольких типоразмерах.

Набор ДР1А из вагонов синего цвета
Набор ДР1А из вагонов синего цвета

Раритетные модели сейчас можно приобрести на вторичном рынке, объявления о их продаже можно встретить на специализированных площадках и форумах.

канал «ПАНТОГРАФ
», фото из открытых источников - с сайта Интернет-магазина «Паровозики.ру»

С другими материалами на тему железнодорожного моделизма Вы можете ознакомиться по ссылкам:

Новинки отечественного ТТ. Кран КДЭ-151.

Ожидаемая новинка чешской фирмы МТВ. Электровоз серии Е499.0. ТТ

Чешская фирма МТВ для отечественных моделистов. НО

-7