Высокими небесами, широкими горизонтами, звонкими ручьями и яркими красками пробуждающейся природы встречают нас картины художника Владимира Юрьевича Жданова, посвящённые приходу Весны.
Не находите сил и времени выбраться за город, чтобы лично поприветствовать Её ежегодное триумфальное шествие? — не беда. Вы можете смело довериться балансу реалистичной достоверности и оптимистического символизма, поселившемуся на полотнах Жданова, дабы в полной мере ощутить эту магию обновления, возрождения и преображения.
Кажется, что глубоко и страстно влюблённый в русскую природу художник творит свои весенние пейзажи не маслом, акварелями и пастелями, а непосредственно сердцем и душой. Что, в свою очередь, никак не мешает каждому произведению мастера становиться стилистически, эмоционально и логически законченным живописным высказыванием на задуманную тему.
Интересная деталь: художнику не требуется каких-либо особых ракурсов и всеохватных панорам, дабы целиком и без остатка вместить на полотне всё эту мистерию света и цвета. Напротив: всякий раз маэстро так подбирает композицию и выстраивает перспективу, чтобы зритель оказывался, что называется, «в эпицентре» события. Вы можете любоваться тем, как ветер разгоняет полчища косматых облаков где-то на горизонте, а тем временем у Ваших ног зацветают первые подснежники, зарождается движение талых вод или делает первый «вдох» едва освободившаяся от ледяных оков влажная почва, ощутимо пружиня под нашими ногами.
Художник ведёт непрерывный диалог с нашим подсознанием. Мы словно получаем билет в первый ряд на спектакль под названием Весна, в котором нет декораций как таковых. Здесь каждое явление и объект — самостоятельное действующее лицо, полноценный актёр со своей ролью и сверхзадачей в её пределах. Данный эффект достигается живописцем за счёт неимоверно тщательной, вдумчивой проработки малейших деталей полотна. Однако, дело не только в этом. В пейзажах мастера Жданова есть то, что можно условно обозначить «диагональными связями». Ниже мы поясним, что имеем в виду.
Истинных ценителей живописи не удивить простой констатацией того факта, что доминантные объекты на полотнах Владимира Юрьевича расположены столь умно и расчетливо, что подчас напоминают шахматные фигуры, а вся картина — шахматную партию. И там, где гроссмейстер стремится к нужной расстановке фигур, готовясь нанести поражение своему визави, наш выводит на «сильнейшие» позиции самые выразительные элементы своего произведения, дабы добиться максимального эмоционального отклика у своего зрителя.
Но на этом мастер не останавливается. В своих работах он идёт дальше, как бы отказываясь от единого «строя» с безусловно доминирующими объектами и позволяя Вашему взгляду отыскивать всё новые гармонии форм, границ, текстур, оттенков. К примеру, произведение не «заканчивается» на романтичном речном причале, оно зовёт Вас проследить за отражением яркого весеннего неба, а затем «выводит» на противоположный берег, где «держат оборону» последние сугробы и чуть качаются на ветру тоненькие ветви берёз, чья белизна оттеняется нарядной хвоей соседних елей.
Здесь всё едино и неотрывно, всё связано и «закольцовано», создавая единое настроение полотна через сочетание и соотнесение всех его элементов, без деления на важные и второстепенные.
Эти картины — как сама Весна: они — процесс и явление в себе, где результат — это само созерцание, а равновесие — всегда в динамике. Энергия жизни, данная нам в ощущениях; волшебство времени, замершего в едином миге, пойманном взглядом художника. Как-будто бы мастер разгадал великую загадку Весны, и заключил часть ответа в каждой из своих работ.
Автор: Лёля Городная