Найти тему

16 сентября 1976 года советский пловец совершил удивительный подвиг.

Подводным плаванием Шаварш начал заниматься с 17 лет. В 1972 году стал чемпионом Европы, завоевав на соревнованиях во Франции сразу четыре медали и поставив два мировых рекорда. Следующие четыре года стали для спортсмена триумфальными: он взял 41 «золото» и установил еще 8 мировых рекордов!

В 1976-м Шаварш должен был отправиться на чемпионат мира в Ганновер, но накануне заболел и на отборочных соревнованиях показал нелучший результат. Тренеры советской сборной решили отправить вместо него другого. Говорят, ключевую роль тогда сыграли слова председателя ЦК ДОСААФ, который публично изумился: «Как мог в безводной Армении вырасти спортсмен-подводник?»
23-летний Шаварш вернулся домой и снова приступил к тренировкам - чтобы доказать, что он по-прежнему лучший. Утром 16 сентября он пробежал вокруг Ереванского водохранилища свои привычные 20 километров с 25-килограммовым рюкзаком за плечами. Вместе с Шаваршем бежал его брат Камо, тоже входивший в сборную СССР по подводному плаванию. Мимо по песчаной дамбе прогромыхал троллейбус № 15. А потом вдруг на полной скорости сорвался вниз и начал погружаться в воду. Все 92 пассажира мгновенно оказались в железной могиле. Шаварш с братом ринулись к месту падения, срывая на ходу одежду.
- Вы даже не подумали, что туда опасно нырять? - спрашиваю его.
- Я же не любитель, а пловец мирового класса. О себе думать не было времени. Думал лишь о тех, кто оказался под водой.
Троллейбус упал на дно носом под углом в 20 градусов. На поверхности торчали только концы железных «рогов». В хвосте салона образовалась воздушная подушка, благодаря которой люди могли некоторое время дышать. Это и спасло многим жизнь. То, что Шаварш оказался рядом, было чудом: медики потом признали, что столько раз нырять в холодную воду (температура воды была 13 градусов) и раз за разом вытаскивать людей мог только чемпион.

-2

- Почему другие не стали нырять, когда подоспела помощь?
- На место привезли акваланги для ныряния. Но они оказались пустые, без воздуха. Если бы у меня тогда был баллон, я бы по четыре-пять человек мог вытаскивать из троллейбуса цепочкой...
- Вы и так спасли 20 человек...
- На самом деле я вытащил из воды 46 человек. Из них 20 откачали медики. Но были и такие спасенные, которые не попали в официальные сводки. Просто они сразу ушли с места ЧП.
Все продолжалось где-то 20 минут. Когда я вытаскивал последних, мне сказали: все, они мертвые. Дальше не надо, там не осталось никого в живых. И через 45 минут после падения троллейбус краном подняли на берег.
- Под конец вы тоже потеряли сознание?
- Отключился, когда не стало хватать кислорода. Один раз я вытащил из-под воды подушку от сиденья троллейбуса - я был в пограничном состоянии и не почувствовал, что это не человек. Потом эта подушка мне снилась - мог ведь спасти еще одну жизнь!

-3

Шаварша увезли в реанимацию. Он потерял много крови, все тело было изрезано стеклом, самый серьезный, глубокий порез - на ноге. Начался сепсис (заражение крови) и двустороннее воспаление легких. Врачи боролись за его жизнь, пловец провел в больнице 45 дней. Из нее чемпион вышел с травмами, которые ставили крест на его блестящей спортивной карьере. После воспаления в легких образовались спайки, из-за которых было трудно дышать, душили приступы кашля.
- Врачи запрещали мне возвращаться в спорт, - рассказывает Карапетян. - Но я тренировался. Потихонечку набирал форму. И еще четыре года после той истории оставался в сборной СССР. В 1977 году стал чемпионом Европы и установил свой одиннадцатый мировой рекорд. Но я понимал, что силы уже не те. Я был в спорте королем, а стал офицером. Из спорта я ушел в 80-х. Вовремя уйти тоже важно.
О том, кто их вернул с того света, пассажиры троллейбуса узнали только через шесть лет после трагедии. О подвиге Карапетяна не говорили и не писали: считалось, что люди выжили благодаря «слаженной работе спасателей».
- Сразу же после той аварии о ней хотели напечатать в какой-то газете, но статью не пропустили, - говорит Шаварш Карапетян. - В СССР троллейбусы не должны были падать в воду!
В 1982 году мы познакомились с корреспондентом «Комсомольской правды» Сергеем Лесковым. Я приехал из Еревана в Москву на чемпионат Европы. В бассейне старший тренер сборной СССР познакомил нас, а когда я отошел, рассказал Лескову мою историю. Журналист попросился в командировку в Ереван, собрал материал и написал о той трагедии. Вот тогда, после статьи в «Комсомолке», спасенные люди меня нашли. Мне было приятно видеть их живыми и здоровыми.

-4

Как сложилась ваша жизнь после спорта?
- Недолгое время занимался тренерской работой. Потом настали тяжелые времена: начало 90-х, безденежье. Родились дети. Я переехал в Москву, начал работать. Первое время чинил обувь, потом начал ее делать. Открыл сапожную мастерскую, но с обувным бизнесом пришлось распрощаться: конкуренция вытеснила. Сейчас у меня есть свое небольшое дело (несколько торговых точек. - Ред.). Открыл благотворительный фонд помощи спортсменам-инвалидам - тем, кто потерял здоровье из-за травм в спорте. Меня часто приглашают на разные мероприятия - выступить в университете перед студентами, стать почетным гостем чемпионата, кинофестиваля и так далее. Я откликаюсь на приглашения.
Моя главная радость - дети и внуки. Сын Тигран сейчас студент, ему 19 лет. При этом он пловец, разрядник, участвует в соревнованиях, чемпионатах. Одна дочь работает в банке, вторая — тележурналист.

Нам нужно знать наших героев в лицо!