В прошлой своей заметке я интересовалась вашим мнением, друзья, на счет того, нужно ли «валять дурака» во время занятий или же это категорически недопустимо. Ответили вы мне по-разному: кто-то был удивлен постановкой вопроса, кто-то категорично ответил, что никаких вольностей на уроках быть не должно. Но многие из вас решили, что это вполне допустимо и даже хорошо иногда практиковать.
Мое собственное наблюдение, родившееся из ежедневной практики: «валяние дурака» – это крайне важная часть рабочего процесса. Я сейчас совершенно серьезно. Моменты переключения с серьезного и иногда наряженного для ученика восприятия информации на легкую, шуточную форму общения, а иногда и вовсе отклонение от темы урока дают возможность достичь сразу несколько целей:
· ломаем шаблон, устойчивую мысль о том, что на уроке все должно быть серьезно\напряженно\академично\тошно\скучно (можете самостоятельно продолжить ряд);
· тем самым показываем ребенку, что вы (учитель) – тоже человек и вы не превращаетесь на время урока в бездушного робота, вы способны шутить;
· вы даете возможность ребенку расслабиться, сбавить градус внутреннего напряжения;
· ребенок начинает чувствовать себя в безопасности, а значит – не тратит силы на поддержание напряжения и защиту;
· он легче принимает и лучше усваивает новую нужную информацию и материалы.
Все это можно отнести и ко взрослым ученикам. Просто при работе с детьми весь процесс происходит быстрее, в детском и юношеском возрасте шаблоны еще не настолько закостеневшие.
Важно: все это вовсе не означает, что учебное действо превращается в сплошное развлечение, но при поддержании выверенного баланса (для каждого ученика это очень индивидуально!) процесс становится интересным, вовлекающим, к нему хочется возвращаться.