Найти тему
Нотка ностальгии

Сервиз "Золотой сад" с райскими птицами. Советский фарфор из 80-х

Оглавление

Добро пожаловать на мой канал. Я пишу в основном о воспоминания и ностальгии по детству и различных вещах советских времен..

Мне интересны не просто вещи, а их история, люди, которые стоят за ними и их создавали. Ведь если подумать, то все создается конкретным человеком, а не государством. Ведь говорят, что государство - это машина.

Сегодня про сервиз Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова от Тамары, из комментариев.

"Золотой сад" с райскими птицами.

Название сервиза романтично и полностью соответствует рисунку.

На сервизе кобальтовой краской нанесет рисунок "райских" птиц, поверху роспись украшена позолотой.

Это чайный сервиз из 20 предметов. Чайник, сахарница, 6 чашек, 6 блюдец и 6 десертных тарелок, под сладкое.

Тамара написала, что купила его в 1981 году.

фото Тамары
фото Тамары

Стандартно, сервиз рассчитан на 6 человек (кстати, а почему, надо поискать).

Материал - твердый фарфор. Вес всего комплекта почти 4 килограмма.

На клейме есть пометка "внегр".

  • На заводе с 60-х годов была установлена градация на группы от 6 до 15-ой, для определения тарифной ставки, по которой потом платили художникам за роспись. Ставка по сложной росписи могла быть в несколько раз больше, чем простая. (6-ая проще, чем 15-ая).
  • "Внегр" - означает повышенную сложность исполнения росписи, которая устанавливалась за роспись порошковым золотом, или при использовании кобальта.

Рисунок на сервизе создан в 70-х годах прошлого века.

Автор рисунка - Славина Нина Павловна (1928 - 2000 гг.)

Заслуженный художник РСФСР, член Российской Академии Художеств.

Училась В Ленинградском высшем художественно-промышленном училище Мухиной. Нина Павловна и расписывала фарфор как художник, и была скульптором, создавала свои формы

В девичестве фамилия ее была Пещерова. Замуж вышла в 52 году и прожила с мужем более 35 лет.

С 77-ого года двенадцать лет она была главным художником ЛФЗ.

Муж Нины Павловны был художником, Ким Николаевич Славин. В основном его работы это пейзажи и натюрморты. Так же он рисовал портреты своей жены, в том числе за работой.

Иллюстрация с сайта antik-forum.ru. К. Н. Славин «Портрет художника-фарфориста Славиной Н. П.»
Иллюстрация с сайта antik-forum.ru. К. Н. Славин «Портрет художника-фарфориста Славиной Н. П.»

Птицы у Нины Павловны встречаются также и в других ее работах.

Сервиз "Поющий сад" - тоже с райской птицей. А еще на антик форуме есть такие фотографии.

"Голубая Мечта" Декоративная Тарелка и Автор формы и росписи "Аврора"  Славина
"Голубая Мечта" Декоративная Тарелка и Автор формы и росписи "Аврора" Славина

В 1987 Нину Павловну наградили серебряной медалью Академии художеств за форму и роспись сервизов ,,Белый цветок" и ,,Экспромт. Весна". Идея "Белого цветка" возникла из букета колокольчиков, которые художница поставила в вазу на даче. Этот "Белый цветок" символ "Чистоты и вдохновения".

Чайная чашка с блюдцем «Золотая лента» на форме «Белый цветок». Автор формы – Славина Н.П. ИФЗ
Чайная чашка с блюдцем «Золотая лента» на форме «Белый цветок». Автор формы – Славина Н.П. ИФЗ

Автор формы: Яковлева Серафима Евгеньевна (1910 - 1993 гг.)

Заслуженный художник РСФСР

Серафима Евгеньевна из деревни Капузово, что под Новгородом. Закончила керамическое отделение ЛХП техникума. Сначала работала в "Техстройфарфоре", где разрабатывала стандарты. А в 35-м году пришла на Ленинградский фарфоровый завод. На ее счету около 100 различных изделий из фарфора.

Форма сервиза "Тюльпан" создана в 1936 году. На этой форме изготовлено много различных росписей, в том числе и знаменитая кобальтовая сетка Яцкевич.

Наталья Данько, которая возглавляла в то время скульптурный отдел, сказала, когда увидела готовую форму: «если присмотреться, то можно увидеть какой-то обобщенный, не очень рельефный, лепестковый символ. И слово «тюльпан» следует понимать не как название цветка, а как символ природы».

Формы "Репка", "Весенний", "Восточный", "Классическая" - тоже ее рук дела.

Вернемся к нашему сервизу.

фото с сайта мешок.ру
фото с сайта мешок.ру

Судя по внешнему виду и основываясь на моем пока еще небольшом опыте, я предполагаю, что сначала на готовую форму наносился кобальтовый рисунок, а потом изделие обжигалось.

Слой позолоты наносится уже после повторного обжига, поэтому он может смыться при грубом мытье.

Лучше его мыть ручками, чтобы не травмировать позолоту.

  • Я писала уже, что люблю такую круглую форму заварочного чайника, она лучше всего сохраняет тепло.
  • И к тому же у нее высокий носик - выше уровня крышки, когда чай заваривается и разбухает, не должно выливаться через носик. (А то бывает носик короткий, и образуется лужа, если долить кипяток до краев...)
Я благодарна Вам за комментарии, за то, что делитесь своими фотографиями сервизов, фарфора, мнениями и просто читаете.
Кому понравилась статья, нажмите "палец вверх" у статьи и подписывайтесь

Советский фарфор 30-х годов. Чайная пара фабрики "Коминтерн" ст. Волхов.

Фарфоровая балерина с барахолки. Майя Плисецкая в роли кошечки. (Дмитровский фарфоровый завод, Вербилки).

Советский фарфор. "Каравелла" от ЛФЗ. Судьбы людей за рисунками.