Развитие городов, в том числе путем активной застройки бывших промзон и появления крупных жилых комплексов по программам комплексного освоения территорий, обозначило острейшую проблему адекватного обеспечения новых жителей социальной инфраструктурой. В части образования практически единственным способом становится строительство мегашкол на полторы, две и даже три тысячи учеников.
Большие школы требуют адекватного кадрового обеспечения. Если пересчитать количество учеников, которые приходятся на одного педагога, то здесь большие школы, казалось бы, не смотрятся выигрышно. Тем не менее, как отмечают в своих выступлениях руководители таких школ, эта проблема решается не только эффективным использованием имеющегося кадрового потенциала, но и, например, профессиональной переподготовкой педагогического состава (например, технический кружок может вести учитель физики) и привлечением внешних совместителей.
Согласно исследованию аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», вне конкуренции в масштабах России — московские школы. Точнее будет назвать их школьными комплексами, поскольку практически все они образовались в результате реорганизации и включают несколько образовательных учреждений разного уровня.
Приволжский федеральный округ, согласно рейтингу образовательных учреждений России, составленному аналитическим отделом МИД «ЕвроМедиа», находится на пятом месте по общей численности педагогических работников среди макрорегионов страны.
Топ-10 крупнейших школ Поволжья также представлены в нашем рейтинге. Лидерство здесь принадлежит татарстанскому МАОУ «Лицей № 121» из Казани (с численностью педагогических работников 139 человек). В тройку макрорегиональных лидеров входят самарское МБОУ «Школа № 7 имени М.Т. Калашникова» (134 человека) и йошкар-олинское ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» (124 человека). Всего в ПФО работают девять образовательных учреждений с численностью педагогического персонала, превышающего 100 человек.
Топ-10 школ Приволжского федерального округа по количеству педагогических работников