Найти тему
Русская Галерея

Распятия, разрезы и дыры Лучо Фонтаны

«В отверстия, которые я проделываю, просачивается бесконечность, и живопись больше не нужна». Так говорил Лучо Фонтана (1899-1968), художник, опередивший свое время, дождавшийся триумфа только к 50-летнему возрасту. Мастер, чьим лицом стали прорезанные и продырявленные монохромные полотна.

Именно buchi (дыры) и tagli (разрезы) помогали Фонтане вырваться из привычной плоскости картины. Художник своими руками расправлял края отверстий, затемнял их с оборотной стороны темной марлей. Чтобы перед зрителем представала «черная дыра», открывающая взгляду космос.

Лучо Фонтана родился в Аргентине, в семье итальянских мигрантов. Его отец был скульптором, мать — художницей, а дед — живописцем. Уже в 10 лет начал работать в отцовской мастерской — как над портретами, так и над надгробиями. Этот труд пошел впрок — юношу, поступившего в Миланскую академию Брера, сразу перевели на 4-й курс.

Одним из преподавателей Фонтаны оказался член итальянской фашистской партии — Адольфо Вильдт, ваятель «протокольного бюста» Б. Муссолини. Он не оказал большого влияния на творчество молодого дарования — Лучо увлек абстракционизм. На первой персональной выставке он представил «Черного человека» (1930), скульптуру в модернистском стиле.

Лучо Фонтана подписал «Манифест абстрактного искусства», составил собственный «Первый манифест спациализма» (пространственного искусства). Занимался керамикой, увлекся концептуальными опытами, открыл авангардную художественную школу «Альтамира». В Италию вернулся только после завершения Второй мировой войны.

Помимо знаменитых дыр и разрезов, творчество Фонтаны нельзя представить без серии распятий — по-модернистски лаконичных и по-барочному пышных. Керамические и терракотовые творения изображают условный крест, а на нем — очертания фигуры.

-2

Лучо Фонтана нашел неожиданный способ преодоления пространства картины — проделав в ней дырку: «после такого мы вольны делать все, что захотим». Полотнам с дырами вторят «Ожидания» с ритмичными разрезами — белыми, красными, синими.

-3

В этих работах — вдохновение эпохой кинетистов, группой Zero, художественным объединением Франциско Инфанте «Движение». И, конечно, грядущей космической эрой — первыми автоматическими станциями СССР, отправленными к Луне. Мечты Фонтаны о выходе в открытый космос материализовал тоже советский космонавт — Алексей Леонов.