Для того, чтобы делать обзор индийского кино, надо хорошо знать имена режиссеров этой страны. И ужасно надоели банальности в подобных обзорах. К сожалению, обычно начинают с Раджа Капура и Митхуна Чакраборти. А между тем, подлинной датой рождения национального индийского кино считается 1913 год, когда на экраны вышел полнометражный художественный фильм «Раджа Харишчандра» режиссера Д.Г.Пхалке. Теперь немного о режиссерах. Д.Г.Пхалке, Б.Пейнтеру, В.Шантараму и другим – пришлось работать в крайне тяжелых условиях: британская цензура препятствовала появлению реалистических картин, где критиковалась бы политика властей или открыто показывалась нелегкая жизнь народа под игом британского флага. Импорт огромного количества английских, французских и американских картин также тормозил рост отечественного кино. Именно в этот период и началось размежевание индийского кинематографа: одни режиссеры шли на компромисс, предпочитали ставить бездумные ленты, плоды этой деятельности пожимает индийское кино и по сей день, они привлекают зрителей пышностью декораций, сентиментальностью сюжетов и красотой исполнителей; другие - стремились служить народу и хоть как-то приближаться к понятию настоящего искусства, выступали за справедливость и социальный прогресс, что в те годы было не мало важно, снимали честные и правдивые картины про жизнь без лицемерных прикрас. Традиции реализма нашли отражение в ряде фильмов, авторы которых обращались к самым животрепещущим вопросам современности в обход британской цензуры, часто прибегая к помощи иносказания, критиковали невежество и косные обычаи общества, призывая к борьбе против колонизаторов.
В 40-е годы, когда под ударами национально-освободительного движения покачнулось господство метрополии, на экраны страны выходят такие талантливые фильмы, как «Братья» (1944) Б.Роя, в котором делается попытка показать противоречия между рабочими и капиталистами, «Бессмертная история доктора Котниса» (1946) Шантарама, рассказывающий об индийце – герое освободительной борьбы в Китае.
С завоеванием независимости в 1947 году индийские художники получили возможность открыто говорить об острых вопросах действительности. Фильмы «Обездоленные» (1948 года) Н.Гхоша, «Два бигха земли» (1953) Б.Роя, рассказывали о жизни крестьян. В творчестве ведущих режиссеров этого периода Х.А.Аббаса, Б.Роя, Ч.Ананда, Мехбуба и других нашли отражение самые волнующие проблемы жизни индийского общества. Настоящими чувствами и любовью к простому человеку, заботой о его судьбе проникнуты ленты Р.Капура «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955) и другие. После показа этих лент в СССР, режиссер и актер Радж Капур стал самым популярным индийцем у нас в стране, а песни из этих фильмов распевали на улицах Москвы в дни молодежного фестиваля, когда все флаги были в гости к нам. С тех пор в советском зрителе укоренилась любовь к индийскому кино. А вот в самой индии значительную часть зрителей составляли неграмотные люди, их в стране насчитывалось на тот период 70 % населения. И здесь нетрудно понять какую огромную роль в формировании мировоззрения такого количества населения играет кинематограф в силу своей доступности, мобильности, простоты восприятия. Кроме этого, ленты Индии являющейся крупнейшим экспортером фильмов на Азиатском континенте, постоянно или периодически демонстрируются на экранах белее 90 стран мира и, бесспорно, оказывают определенное влияние и на аудиторию этих регионов.
Поскольку кинематограф в Индии (за исключением короткометражных и документальных картин) в основном находится в ведении частного сектора, то развлекательная киноиндустрия стремится подчинить себе художников, предлагая им создавать фильмы-близнецы, невероятный жанровый гибрид, где есть элементы мелодрамы и приключенческого фильма, комедии и мюзикла, фильмов «карате» и драмы.
Современное индийское кино – явление чрезвычайно сложное и многообразное. И если в Бомбее и Мадрасе (крупнейших киноцентрах страны) снимаются в основном развлекательные ленты, то есть и немало серьезных работ, в которых отражена подлинная жизнь со своими актуальными проблемами волнующими рядовых индийцев и не обязательно адвокатов и прокуроров, как любят показывать в коммерческом кино.
Продолжая традиции реализма, которые были столь сильны в творчестве режиссеров Гхоша, Аббаса, Роя и других, кинематографисты направления «параллельное кино» или «новоиндийской волны» отражают такие стороны жизни, как социальное и экономическое неравенство, нищета, терроризм, дискриминация женщин, безработица среди молодежи, кастовые и религиозные предрассудки и т.д. не отрицая развлекательной функции кинематографа, прогрессивные режиссеры Индии – С.Рей, М.Сен, Ш. Бенегал, Р. Гхатак и другие – основное внимание уделяют социальной значимости картин. Один из наиболее известных индийских режиссеров – С.Рей. его фильмы «Песнь дороги» (1955), «Мир Апу» (1959), «Противник» (1970), «Шахматисты» (1977), «Дом и мир» (1983, по Р.Тагору) рисуют тонкие психологические портреты людей в разных проявлениях и жизненных обстоятельствах.
Не менее интересно работали в 70-80 е годы в кинематографе Мринал Сен, Шьям Бенегал, Гириш Кариад, Апариа Сен и многие другие талантливые режиссеры. И мировой кинематограф почерпнул из этой новой индийской волны немало. Их работы не раз удостаивались призов на самых представительных кинофестивалях мира. Советские зрители в те времена были хорошо знакомы с их творчеством. На экранах нашей страны шли такие фильмы, как «Парашурам» Сена, «Трудная роль» Бенегала и другие. Сделанные на разных языках ( Индия выпускает фильмы на 20 региональных языках), посвященные различным проблемам, отличные по авторской манере, фильмы прогрессивных и талантливых режиссеров дают правдивую картину жизни современной индии с её радостями и заботами, надеждами и тревогами.
Правительство страны в то время, особенно при Индире Ганди, оказывало значительную помощь прогрессивным кинематографистам. Для этого была создана специальная Национальная корпорация развития кино. Она поддерживала молодых талантливых мастеров, облегчая их картинам путь к зрителям. Киноинститут в Пуне готовил кадры для национального кино, его закончили многие известные актеры, режиссеры, операторы и сценаристы.
Индийские кинематографисты много и плодотворно сотрудничали со своими коллегами из других стран. Индийские и советские мастера кино создали такие интересные картины, как «Хождение за три моря»(1957) с потрясающими нашими и индийскими актерами, «Черная гора» (1972), «Рикки-Тикки-Тави»и «Восход над Гангом» (1976), «Приключения Али-бабы и сорока разбойников» (1979), документальную ленту «Неру», рассказывающую о жизни и деятельности крупнейшего политического деятеля Индии Джавахарлала Неру.
И сегодня в индийском кино работает плеяда талантливых кинематографистов различных поколений. Их объединяет любовь к своей стране, её искусству, стремление вести непрерывный поиск новых тем, сюжетов, выразительных возможностей кино. Но сегодня, к сожалению, им очень трудно пробиться на большие экраны сплошь занятые американской копировкой. Национальная корпорация развития кино в том виде в каком возникла когда-то, прекратила свое существование. Поддержкой для серьезного кино служат лишь случайные контракты. И тем не менее, национальный кинематограф ещё, как-то держится, воюет с прозападной конъюнктурой.
Ведь не может быть истребимо то, что не поддается никакому сравнению, никаким параллелям с кинематографом других стран. Кино Индии уникально. Оно красиво, многоцветно, музыкально и лирично одновременно. Визуальная картинка любого фильма очень отличается от европейского, а тем более американского кино. И актерская игра с её наивной фигурностью, ни на что не похожа. Поговорим теперь о них, о тех, кто составляет цвет индийского кино на экране.
( Продолжение будет про актёров индийского кино).