Найти в Дзене
Нестяжатели и Иосифляне.
Сын Ивана Третьего Василий Третий (1505 - 1533) стал единовластным правителем Руси. Ему удалось присоединить к Московскому княжеству Смоленск. Церковь во всём поддерживала государя, была идейным помощником великокняжеской власти. В ознаменование этого события в двух верстах от Московского Кремля был построен Новодевичий монастырь. Его иконостас украсила Смоленская икона Божией Матери, списанная в 1456 году с древней Одигитрии Смоленского храма, поставленного ещё во времена Владимира Мономаха.  ...
8 часов назад
Преемница Византии - Святая Русь.
При сыне князя Дмитрия Василии Первом (1389 - 1425) Руси грозило нашествие Хромого Тимура. Но грозный завоеватель занял только краешек Рязанского княжества и, дойдя до Ельца, внезапно повернул на юг, в степи, отказавшись от дальнейшего похода на Русь. В Москве верили, что защитила от нашествия Тимура Владимирская икона Божией Матери, которую некогда похитил Андрей Боголюбский и которую Василий Первый в 1395 году торжественно перенёс в Москву. Её же заступничество отразило в 1480 году нападение войск хана Ахмата, а в 1521 году избавило Москву от нашествия крымского хана Махмет-Гирея...
21 час назад
Начало разгрома Золотой Орды.
Внук Ивана Калиты великий князь московский Дмитрий Иванович вступил на престол в тринадцать лет. В столь юном возрасте он нуждался в руководстве, и его наставником стал митрополит Алексей. При князе Дмитрии был построен каменный Кремль, а для укрепления подступов к Москве воздвигнуты Симонов, Андроников, Рождественский, Петровский и Сретенский монастыри. Ещё ранее был построен Донской. Каждый из них имел такие толстые стены, что они делали монастырь крепостью. Монастыри становятся подлинными центрами национального возрождения...
21 час назад
Возвышение Москвы.
Наиболее крупными княжествами на Руси в начале 14 века были Московское, Тверское, Рязанское и Суздальско-Нижегородское. Главой Северо-Восточной Руси являлся князь, получивший от золотоордынского хана право занятия Владимирского княжения. Великие князья заключали между собой договоры, устанавливающие границы княжеств, торговые обязательства и определяющие общую политику и дипломатию. Удельные князья, которые были самостоятельными властителями в своих уделах, подчинялись великому князю. Они обязаны...
4 дня назад
Татаро-монголы и немецкие рыцари.
Как уже было сказано в конце предыдущей главы в результате татаро-монгольского нашествия Русь в своем развитии стала отставать от передовых европейских стран. Фактор, который ускорил создание Русского централизованного государства - это необходимость общей борьбы с иноземным игом. Но в этот период мешала экономическая и политическая раздробленность на Руси, она была труднопреодолима.   Сельское хозяйство находилось на крайне низком уровне, но уже расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками...
4 дня назад
Киевская Русь. Исторические вехи.
Исторически сложившаяся на Руси система престолонаследования, когда каждому сыну князя Киевского выделялся свой удел, приводила к распаду единого государства и конфликтам между князьями. Православная Церковь путем увещеваний пыталась остановить княжескую усобицу. Первые русские святые, это горький укор всем враждующим князьям. Церковь канонизировала сводных братьев Ярослава Мудрого юных князей Бориса и Глеба. Они были убиты своим братом Святополком, прозванным в летописях Окаянным, во время усобицы между наследниками князя Владимира...
5 дней назад
Киевская Русь. Архитектура.
Истинным устроителем Русской Православной Церкви можно уверенно считать князя Ярослава Мудрого (1019 - 1054), несмотря на то, что в основном все лавры всегда достаются князю Владимиру, но его правление было временем насаждения новой веры, а дальнейшем устройством Церкви занимался уже его преемник. С принятием христианства Киевская Русь быстро выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира. Киев широко общался с другими государствами. Наиболее тесные связи и торговые отношения существовали со Скандинавией и Византией...
5 дней назад
Крещение Руси.
(Начало в разделе "Русь. Принятие христианства".) По возвращении в Киев из Византии, Владимир решил крестить весь народ. По его приказу языческих идолов сожгли и потопили в Днепре. Обряд крещения прошёл довольно спокойно. Люди рассуждали просто: если деревянные идолы не смогли защитить себя, значит новый Бог сильнее, ему и надо поклоняться. Понимание сути новой религии пришло много позднее. Владимир повелел рубить деревянные церкви и ставить их там, где ранее стояли языческие капища. Эти первые...
6 дней назад
Русь. Принятие христианства.
Поворотным моментом в истории государства Российского, стала религиозная реформа князя Владимира. Она явилась кульминационным моментом процесса, начавшегося за сто лет до этого, так как уже в Девятом веке возникают первые активные контакты Киевской Руси с Византией.   Все это действо не было спонтанным, ведь вопрос выбора веры являлся не только делом вкуса или желания правителя, он определялся направлением развития восточнославянской цивилизации. Русь, как этническая и культурная общность в Девятом,...
6 дней назад
Византия. Из истории в вечность.
Да, её культура запечатлелась в веках. На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 годах был возведён Константинополь - "Новый Рим", столица будущего Византийского государства. Сказочно красивый город! Для пришельцев с Запада, Востока и Севера недосягаемая высота по уровню культуры и политического устроения.   Византийская империя стала могущественной державой, империей "ромеев", как называли себя её жители, считавшие себя наследниками римлян. С одной стороны, она являлась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой - началом культуры средневековой...
1 неделю назад
Социальный строй Византии.
В 14 - 15 веках городское население Византии по численности превосходило другие страны средневековой Европы. Но сельские жители всё равно преобладали над городскими. Каждый, даже небольшой город, ореолом окружали деревни.   Большие сёла встречались редко. Обычно (особенно на Балканах) в деревнях насчитывалось от десяти до тридцати дворов, а в хуторах, которые принадлежали частным лицам, и того меньше. Не только размеры, но и социальный статус сельских поселений были весьма различны.   Среди свободных...
1 неделю назад
Византия. Семья и брак.
Аморфность корпоративной структуры византийского общества, неустойчивость сословных социальных связей обусловили особенно значительную роль родственных отношений в жизни ромея.   Семья для него являлась в сущности единственной опорой. Её поддержка была тем более существенной, что византийская семья, и в высшей, и в низшей социальной среде, представляла, как правило, не индивидуальную малую, а большую семью, включавшую в себя несколько индивидуальных семей.   Женатые сыновья редко отделялись от родителей, во всяком случае - до достижения ими имущественной правоспособности (до 24 - 25 лет)...
1 неделю назад