Найти в Дзене

Театр в "пижаме". Как выглядит Александринский театр в перерывах между спектаклями

Субботнее февральское утро. В составе экскурсионной группы просачиваюсь через служебный вход в фойе Александринского театра. Давно хотела неспешно рассмотреть его интерьеры, посидеть в царской ложе, увидеть зеркало, за которым скрывается тайный ход в личную ложу Николая.

Александринский театр был построен по проекту великого зодчего Карла Ивановича Росси в 1832 году. Архитектор хорошо понимал, каким должно быть идеальное театральное здание, ведь он буквально вырос за кулисами. Его мать, блистательная балерина Гертруда Росси, и отчим, выдающийся танцовщик Шарль Ле-Пик, были приглашены в Петербург на положении "премьеров" еще при Екатерине II.

Театр получил свое название в честь супруги Николая I - Александры Федоровны, которую в домашнем кругу называли Александриной. Именно поэтому он Александринский, а не Александрийский, не Александровский и не Александрический (такой вариант я тоже слышала).

Знакомство с храмом Мельпомены мы начинаем в фойе нижнего яруса. Великолепная роспись потолка в технике гризайль, пурпурно-красный текстиль, люстра удивительной красоты.

Александринский театр. Фойе нижнего яруса
Александринский театр. Фойе нижнего яруса

Около одного из дверных проемов — бюст первого русского профессионального актера Федора Григорьевича Волкова, основателя труппы театра.

Бюст первого русского актера Федора Григорьевича Волкова, основателя труппы театра
Бюст первого русского актера Федора Григорьевича Волкова, основателя труппы театра

Из фойе нижнего яруса проходим в Каретный коридор. Он расположен под лоджией театрального здания и когда-то представлял собой открытую галерею, в которую заезжали кареты. Нарядная публика выходила из экипажей чинно и неспешно, и на подъездах к театру образовывались серьезные "пробки".

Каретный коридор
Каретный коридор

В связи с этим в середине XIX века Каретный коридор закрыли. Теперь в нем собираются зрители, ожидающие впуска в театр. Пришедшие заранее могут полюбоваться двумя огромными фотографиями, украшающими стену Каретного коридора. На одном снимке — труппа Александринского театра начала XX века.

Фотография труппы Александринского театра начала XX века
Фотография труппы Александринского театра начала XX века

Справа от нее — фотография современной труппы (к сожалению, случайно удалила снимок, когда отсматривала снятое). Каждый год в начале сезона актеры театра фотографируются, поэтому вторая фотография на стене регулярно обновляется.

Возвращаемся в фойе нижнего яруса и по ступеням проходим в зрительный зал. За огромным зеркалом в арочном проеме скрывается потайной ход в личную ложу Николая I.

Зеркало, за которым скрывается "секретный проход" в личную ложу императора
Зеркало, за которым скрывается "секретный проход" в личную ложу императора

У императорской семьи их было несколько: царская ложа для официальных визитов...

Царская ложа Александринского театра
Царская ложа Александринского театра

...на 2 ярусе рядом со сценой — для семейных вечеров...

Царская ложа для семейных вечеров на 2 ярусе Александринского театра
Царская ложа для семейных вечеров на 2 ярусе Александринского театра

...а под нею — личная ложа императора.

Личная ложа императора
Личная ложа императора

Церемониал, которым сопровождались визиты императорской семьи в Александринский театр, Николай I не очень любил. Для того, чтобы иметь возможность приходить на спектакли инкогнито, он велел организовать в здании тайный проход в личную ложу.

Конечно, руководство театра и труппа о визитах императора предупреждались, но постоянные взгляды в сторону венценосной особы во время представления могли закончиться для актера карцером.

Сцена Александринского театра
Сцена Александринского театра

До вечернего спектакля еще очень далеко, но на сцене уже кипит работа: двигаются декорации, жужжат инструменты, негромко переговариваются технические специалисты.

Зрительный зал встречает нас по-домашнему — в "пижаме". "Пижамой" сотрудники театра называют белые полотна ткани, которыми укрывают кресла, ковровые дорожки, барьеры лож для защиты от пыли и загрязнений в перерывах между спектаклями.

После обеда тканевые чехлы снимут, и перед гостями театр предстанет во всем своем великолепии. Но даже укрытое в "пижаму" внутреннее убранство заставляет сердце биться чаще.

Александринский театр
Александринский театр

Гений Росси создал одно из лучших театральных зданий мира. Под руководством механика И. Роллера Александринский театр оснастили по последнему слову техники. В XIX веке здесь были установлены люки для появления/исчезновения актеров, приспособления для их передвижения по воздуху и всевозможных световых и звуковых эффектов.

В конструкции театра Карл Росси заложил специальную акустическую трубу — систему, которая идеально улавливает и отражает звук. Ложи, чуть наклоненные к сцене, также работают как резонаторы.

Роспись потолка и люстра Александринского театра
Роспись потолка и люстра Александринского театра

Великолепную люстру в 1930-х годах доставили из Эрмитажа. Оригинальная, созданная Росси, была выполнена из дерева и с годами рассохлась, превратившись в труху.

Императорский Александринский театр создавался для зрителей из разных сословий. Главные условия — быть прилично одетым, трезвым и иметь деньги на приобретение билета. При этом первоначальное устройство театра предполагало, что привилегированные посетители не будут пересекаться с представителями нижних слоев общества при входе в здание.

В партере рассаживались офицеры, чиновники, помещики. Дам в начале XIX века туда не пускали, по одной из версий, — чтобы сидящие на ярусах не заглядывали в декольте.

Семьи всегда размещались в ложах. На 2 ярусе справа, если стоять лицом к сцене, примерно на уровне третьего подсвечника наслаждалась спектаклями семья Александра Сергеевича Пушкина.

Ложа, из которой следил за спектаклем Александр Сергеевич Пушкин
Ложа, из которой следил за спектаклем Александр Сергеевич Пушкин

Ложа № 14 2 яруса, соседствующая с царской, была предоставлена в пожизненное пользование архитектору Карлу Ивановичу Росси. Поразительно, но зодчий, через руки которого проходили огромные суммы, выделяемые на строительство, испытывал хроническую нехватку в личных средствах.

Желая поправить материальное положение, он начал сдавать свою ложу внаем. Однажды его "арендаторы" устроили в театре скандал. О произошедшем стало известно императору, и Карл Иванович лишился скромного вливания в семейный бюджет.

Ложа № 14 2 яруса, принадлежавшая семье К.И. Росси
Ложа № 14 2 яруса, принадлежавшая семье К.И. Росси

Как чудесно смотреть на сцену из первого ряда царской ложи! Императорская семья посещала ее только в сопровождении свиты, поэтому ложу еще называли свитской.

Красный цвет в сочетании с золотом смотрится очень торжественно и нарядно, но изначально театр был оформлен в голубых тонах. Голубой цвет выбрал Карл Росси, но Николай I настаивал на ярко-красном. Существует легенда, что архитектор, желая убедить императора, пошел на хитрость и заявил, что красной ткани в нужном количестве нет на складе, а ожидание поставки задержит открытие театра.

Интерьеры Александринского театра окрасятся в ярко-красный цвет в 1849 году, после смерти его создателя.

Александринский театр. Вид из царской ложи
Александринский театр. Вид из царской ложи

Из царской ложи выходим в главное фойе. Здесь сохранились два чудесных белоснежных камина.

Главное фойе Александринского театра
Главное фойе Александринского театра

В углу притаился радиатор интересной конструкции. При Росси в Александровском театре был построен воздуховод, по которому из печки, размещенной под зрительным залом, теплый воздух, ароматизированный французскими духами, распространялся по всему зданию. Говорят, духи для этих целей закупали литрами.

Радиатор в главном фойе Александринского театра
Радиатор в главном фойе Александринского театра

Из окна главного фойе открывается прекрасный вид на площадь Островского, памятник Екатерине II и Невский проспект.

Вид из окна главного фойе Александринского театра
Вид из окна главного фойе Александринского театра

В советские годы бытовало мнение о запутанности театра. Виной тому — всевозможные перестройки, которые нарушили идеальную планировку, созданную Росси. В ходе последней реконструкции Александринке вернули облик рубежа XIX-XX века, а в открывшемся после сноса лишних перегородок пространстве открыли Музей русской драмы. В нем демонстрируются театральные костюмы, предметы мебели, реквизит и бутафория, использовавшиеся в постановках Александринского театра.

Музей разделен на несколько тематических залов — "Боярский зал", "Зал XVIII века", "Театральный разъезд", "Гоголевский зал", "Тургеневский зал", "Головинский зал", "Советский зал" — , которые рассказывают о ключевых произведениях, поставленных на сцене Александринского театра.

Экскурсии в театр проводятся как для организованных групп, так и для индивидуальных посетителей в составе сборных групп. Подробную информацию можно найти на сайте театра в разделе "Экскурсии".

И напоследок хочется вспомнить слова В.Г. Белинского: "Если хотите узнать Петербург, как можно чаще ходите в Александрийский театр".