В 1686 году Россия вступила в «Священную Лигу», которую Австрия, Речь Посполитая и Венецианская республика создали для борьбы против Османской империи. Став участником коалиции, Москва автоматически оказалась втянутой в длительную войну против Оттоманской Порты, достигшей пика своего могущества.
В общей сложности первая масштабная русско-турецкая война длилась четырнадцать лет. На первых порах в силу удаленности противников боевые действия протекали вяло и с минимальной интенсивностью. Российская держава непосредственно не граничила с Османской империей – между противниками простирались владения Крымского ханства.
Крымский хан традиционно на протяжении последних двух веков был вассалом и преданным союзником османских султанов. Именно против Крымского ханства и направила свои главные усилия Россия. Крымские походы 1687 и 1689 гг., плохо спланированные и посредственно организованные советниками царевны Софьи, не принесли сколько-нибудь положительных результатов российской стороне.
Последующее шестилетие между Турцией и Россией активных боевых действий не велось. Всё изменилось с воцарением юного Петра I Алексеевича. Новый русский правитель без колебаний решил продолжить борьбу с Крымским ханством. Свой главный удар Пётр I ещё в самом конце 1694 года задумал нанести по Азову. Эта мощная турецкая крепость (османы называли её Саад-ауль-Ислам – «Оплот Ислама») полностью блокировала устье Дона. Таким образом, турки имели полный контроль над выходом в воды Азовского моря.
Чтобы сбить противника с толку и отвлечь его внимание, русский царевич объявил, что целью предстоящего похода, как и прежде, является Перекоп, открывавший путь вглубь Крымского полуострова. Пётр I «поведал по секрету» иностранным послам, что будущей весной пошлёт на захват Перекопа 120-тысячное войско. От своих наблюдателей и осведомителей крымчане и турки были заранее извещены о планах русского царя.
В марте 1695 года воевода Б. П. Шереметьев выступил из района Севска с войском в направлении Белгорода. Далее он через Запорожскую Сечь направился к нижнему течению Днепра. Там уже находились многочисленные отряды крымской конницы и турецкой пехоты.
Хоть противник и ожидал появление россиян, но преградить путь полкам Шереметьева не сумел. Вспомогательные московские войска, выполнявшие отвлекающую функцию, превосходно справились со своей задачей. Россияне захватили три крымских укрепленных городка – Арслан-Ордек, Шахкерман и Кизикерман.
Пока Шереметьев отвлекал на себя внимание крымского хана, к Азову в апреле двинулись главные силы русской армии. По маршруту Москва – Тамбов – большая излучина Дона – нижнее течение Северского Донца выступил отряд генерала П. Гордона. Пополняясь по пути, этот отряд увеличился до 9400 человек при 53 орудиях. Из Нижнего Новгорода вниз по Волге до Царицына отплыли 250 судов. На их бортах находились Пётр I, генералы Я. Лефорт и Ф. А. Головин, а также около 22 000 солдат и офицеров при 144 пушках.
В конце XVII века вооруженные силы России насчитывали 144 000 человек. Роспись полков была следующей: 55 000 стрельцов, 39 400 всадников поместной конницы, 21 125 казаков, 11 500 бойцов иррегулярных частей, 8100 солдат из полков «нового строя», 4245 пушкарей, 2710 иноземных офицеров и наёмников.
Военная система Российского государства опиралась на специальные разряды – прообразы будущих военных и пограничных округов. Таких разрядов к началу правления царствования Петра I было восемь. Каждый из них имел от 10 000 до 25 000 профессиональных ратников и ещё до 30-40 тысяч ополченцев.
Для управления действующими войсками и координации тыловыми службами имелись специальные «приказы», выполнявшие роль военных ведомств и министерств. В их числе приказы Стрелецкий, Пушкарский (Ствольный), Оружейный, Бронный, Рейтарский (ведал кавалерийскими полками нового образца), Казачий, Мушкетного дела, Ратного дела и ряд других.
Основу русской армии, как и в эпоху Ивана IV Грозного, составляла дворянская поместная конница и стрелецкие части. Эти подразделения в ходе войн против Речи Посполитой и во время Крымских походов показали свои низкие боевые и мобилизационные качества. Современные войска – «полки нового строя», отвечавшие требованиям развития воинского искусства того времени, находились в стадии формирования и становления.
Поместная конница – главная ударная сила и гордость русской армии к началу Азовских походов окончательно утратила свою прежнюю мощь и значимость. Дети дворянские всё чаще являлись на сборы на плохих лошадях (некоторые и вовсе пешком), вооруженные старыми пистолетами и саблями. Несмотря на повсеместное внедрение огнестрельного оружия, поместные всадники до сих пор использовали луки и тяжёлую броню.
Кавалерийские полки нового строя – «драгуны иноземные и рейтары» вооружались мушкетами, карабинами и фузеями. В качестве защиты они использовали кирасы, облегченные шлемы и латы. Дворянские сотни безнадёжно проигрывали «полкам нового строя» по всем показателям. И в тактическом, и в боевом плане, и в оснащении, и в степени выучки, и по уровню дисциплины и подготовки.
Также в моральном и тактико-стратегическом отношениях устарели и стрелецкие части – главная ударная сила российской пехоты. Будучи профессиональными воинами, стрельцы, занимались в мирное время сельскохозяйственной деятельностью на выделенных государством участках и наделах.
Они с большой неохотой отправлялись в дальние походы и ещё меньше горели желанием участвовать в войнах и затяжных кампаниях. Стрельцы не желали надолго удаляться от своих усадеб и хозяйств. Как и прежде, стрельцы вооружались пищалью (ручницей), саблей и бердышом, с которого и велась стрельба стоя.
9 июля отряды Петра I и генерала Гордона объединились в месте слияния Северского Донца и Дона, а спустя шесть дней русская армия появилась под стенами Азова. В осаде крепости приняли участие 31 000 человек при 201 орудии. Русская артиллерия насчитывала 114 мортир, 12 гаубиц, 44 средних и малых пушки голландского образца, 31 фальконет. Для бомбардировки крепости было заготовлено и доставлено 91 000 ядер, 14 000 разрывных бомб, 1000 ручных гранат, более 265 тонн пороха.
Гарнизон Азова насчитывал 7000 османских солдат и крымских всадников, крепостную артиллерию составляли 130 орудий различного калибра. В азовской гавани находилось около десятка малых боевых и транспортных судов, сотни лодок и баркасов. Комендант крепости – Муртаза-паша надеялся на скорое прибытие подмоги: по суши со стороны Крыма и по морю – из Турции.
При первом же осмотре Азова российским военачальникам стало понятно, что осада будет длительной и трудной. Крепость в форме каменного четырёхугольника располагалась на левом берегу Дона (в 7 км от места впадения реки в Таганрогский залив). Каменные стены Азова были усилены бастионами, обнесены высоким земляным валом и глубоким рвом с частоколом на дне.
Выше по течению (в 2 км от Азова) по обоим берегам Дона возвышались две каменные башни («каланчи»), вооруженные малокалиберными пушками и фальконетами. Обе башни соединялись при помощи трёх толстых металлических цепей, которые преграждали путь к устью Дона для вражеского флота. Для пропуска собственных судов цепи опускались на дно реки.
В качестве защиты самого устья Дона от нападений казаков турки возвели несколько рядов заостренных кольев, вбитых в донный грунт. Также в Донском лимане у пересохшего русла Мёртвого Донца возвышался каменный форт Лютик («Лютик-городок»). Он имел четыре восьмиугольные башни с пушками, а снаружи был обнесён рвом и земляным валом.
Не имея собственного флота, Пётр I мог осадить Азов и форт Лютик только со стороны суши. С первого же дня осадных работ русские траншеи потянулись к крепостным стенам. На правом фланге разместились полки генерала Головина и царский штаб, по центру – части Гордона, на левом крыле – полки Лефорта. Выше каланчей расположились донские казаки, для помощи в проведении осады их прибыло 7000.
Большим недостатком московской армии было не только отсутствие флота, но и единого командования. Русский царь не принял на себя руководство осадой, ограничившись скромной должностью «бомбардира Преображенского полка». Главными военачальниками (равными по званиям и должностям) были генералы Лефорт, Гордон и Головин. За инженерно-фортификационные работы отвечали иноземные инженер-полковники Адам Вейде и Яков Брюс.
Общая бомбардировка Азова началась уже 18 июля. Русский самодержец практически всё время проводил на батареях, руководя стрельбой или стреляя самостоятельно. Пороха и ядер российская артиллерия не жалела. Петровским бомбардирам удалось разрушить одну из башен и учинить несколько пожаров в самой крепости.
Однако все успехи воинства Петрова сводились к нулю регулярной помощью со стороны моря. От султана по воде в Азов беспрепятственно прибывали провиант, порох, оружие и солдаты. Азовский гарнизон регулярно устраивал вылазки. От голландского офицера-перебежчика Муртаза-паша знал об особенностях расположения русских войск и принципах несения караульной службы.
Во время одной из таких вылазок янычары Мустафы-бея потрепали позиции Лефорта, выведя из строя 600 русских солдат и стрельцов, а также захватив 16 пушек. В ответ казаки внезапным ночным наскоком захватили «каланчу» на левом берегу Дона. В плен угодили почти все защитники сторожевой башни, а трофеями донских казаков стали 20 орудий.
Первый штурм Азова состоялся 15 августа. В атаку пошли 4500 добровольцев из числа стрельцов, казаков и простых солдат. Штурмующие не имели опыта взятия цитаделей, приставные лестницы оказались слишком короткие, офицеры руководили своим личным составом безынициативно и нерешительно. Неудивительно, что туки отбили атаку. Первый приступ обошёлся россиянам почти в 1500 убитых и раненых, азовскому гарнизону – в 200 человек.
Второй генеральный штурм крепости произошёл 5 октября. Ознаменовался он подрывом подземной галереи, заложенной минёрами Петра I. Россияне протянули под стены Азова три минные траншеи (в каждую заложили 95 пудов пороха, 16-30 артиллерийских разрывных бомб). Однако сработал только один пороховой заряд.
Взрывной волной разметало часть земляного вала и участок частокола на дне рва. В район образовавшейся бреши устремились Преображенский, Семёновский и Бутырские полки, а также 1000 казаков. Жесточайшие ближние бои и отчаянные рукопашные схватки завязались на валу и крепостных стенах. Только задействовав все свои резервы, Муртаза-паша отразил приступ. Потери россиян превысили 2500 человек, турецкий урон составил около тысячи воинов.
Суровая осень с ранними холодами и сильными ветрами, усилила перебои со снабжением войск. Русский лагерь постоянно охватывали многочисленные болезни и вспышки эпидемий. Все эти причины заставили Петра I принять трудное, но необходимое решение об отводе войск на зимние квартиры.
2 декабря 1695 года русская армия с обозом и артиллерией потянулась к Валуйкам и Воронежу. Во время этого марша заболевшими, замерзшими, отставшими и умершими от тягот перехода русские полки потеряли несколько тысяч человек. Общий урон гарнизона Азова составил около 4000 бойцов.
Закономерная неудача русской армии под стенами Азова не только не убавила решимости Петра, но и придала ему невиданной энергии и целенаправленной деятельности. В селе Преображенском и Воронеже были заложены верви, на которых развернулось масштабное строительство военных и транспортных судов.
Сам царь с топором в руках трудился на стапелях. За образец была взята боевая галера, приобретенная монархом в Голландии. К весне 1696 года 23 российские галеры, именовавшиеся в народе «каторгами» были спущены на воду. Первые боевые суда России имели в длину 35-38 метров, ширину до 9 метров, они были способны ходить под парусами и на 36 вёслах. Экипаж галеры составляли 133 человека, а вооружение три пушки.
Кроме галер было сооружено 4 брандера и 1300 стругов – транспортных судов, которые использовали жители Архангельской области. Флот, собранный в Воронеже, получил название «Морской караван». Для его обслуживания Пётр сформировал 28 специальных рот численностью в 130-170 солдат и офицеров.
Второй поход на Азов русский царь возглавил лично. Сухопутная армия, возглавляемая главным воеводой Алексеем Семёновичем Шеиным, выступила из района Воронежа, Тамбова и Валуек 3-6 мая 1696 года. Азовский флот двумя неделями позже под началом генерала Лефорта отплыл из Воронежа. Как и в прошлом году воевода Шереметьев с конницей был послан для отвлечения противника в низовье Днепра.
Передовые отряды русской армии достигли Азова 6 июня, а спустя две недели крепость было полностью блокирована с суши и моря. На этот раз Петр I привёл к стенам Азова 49 полков (30 солдатских, 13 стрелецких и 6 казачьих), 5500 конных казаков и 3000 калмыков, 3200 штабных и тыловых лиц – всего около 75 000 человек.
27 мая ещё во время движения главных сил Петра I к Азову свершилось эпохальное и знаменательное событие – российский флот одержал свою первую победу. Казачий атаман Фрол Минаев, имея под своим началом до полусотни мореходных лодок («чаек»), смело и решительно атаковал в устье Дона османскую флотилию (18 галер и 24 малых парусника).
В ходе сражения казаки потопили и сожгли 14 вражеских судов. Лишь шесть османских кораблей пробились в азовскую гавань, все прочие поспешили уйти в Азовское море. Трофеями донцов-удальцов стали 50 000 турецких дукатов, османский бот, 2300 единиц огнестрельного и холодного оружия, 4 тонны военных грузов и провизии, 86 бочек пороха, 300 бомб и 5000 гранат.
Вторая осада Азова началась весьма успешно. Новый комендант крепости Арслан-Гассан-бей проявил невиданное и непростительное попустительство. Он не уничтожил и даже частично не срыл прошлогодние русские фортификационные сооружения. Армии Петра I оставалось лишь восстановить их, дополнить и улучшить.
С прежних и новых позиций артиллерийские батареи принялись эффективно и систематически бомбардировать Азов. Турецкому командованию с первых же залпов стало очевидно, что крепость долго не выдержит ежедневного мощного обстрела. Свои главные надежды Муртаза-паша связывал с помощью извне.
24 июня близ устья Дона появился османский флот (6 корветов и 17 галер с десантом в 4000 человек). По приказу царя Азовская флотилия изготовилась к бою, а на суше для отражения десанта сосредоточилось до 10 000 пехотинцев и всадников. Турки не рискнули давать бой ни на воде, ни на суше. К величайшей досаде азовского гарнизона османская эскадра отплыла обратно в Стамбул.
Памятуя о прошлогодних неудачах, российский самодержец приказал своим инженерам соорудить «присып». Он представлял собой земляную насыпь вровень с крепостными стенами, по которой штурмующие могли сразу же взойти на них. На возведение «присыпа» – изобретения античных славян ушло почти четыре недели.
27 июля состоялся пробный штурм. Около 2000 казаков во главе с Фролом Минаевым и Яковом Лизогубом ворвались на земляной вал. Затем атакующие овладели одним из бастионов, захватив четыре пушки. 28 июля на Азов обрушился град ядер и бомб. Сильнейший артобстрел предвещал скорый генеральный приступ. Однако до него дело так и не дошло. Ранним утром 29 июля 1696 года сломленный гарнизон Азова выбросил белый флаг, а через несколько часов сложил оружие и форт Лютик.
По условиям капитуляции мирное население Азова, остатки гарнизона – 3000 турецких солдат и офицеров с личным оружием и имуществом на речных судах беспрепятственно покидали крепость. В обмен на свои жизни и свободу османский гарнизон оставил русскому царю богатые трофеи. Россияне захватили 16 знамён, всю крепостную артиллерию – 127 стволов (92 пушки и 4 мортиры в Азове, 31 орудие в форте Лютик), оставшиеся запасы оружия, пороха, провианта и воинского снаряжения.
Война России и Османской империи формально продолжалась ещё четыре года, хотя активных боевых действий между противниками не велось. Только 13 июля 1700 года в Стамбуле был заключён мирный договор. По его условиям Азов с прилегающими землями, на которых уже велось строительство крепостей Таганрог и Миус, отошёл к России. Турецкая сторона обязалась возвратить пленных и пресекать впредь набеги крымского хана на владения Московского государства. Кроме того, русскому послу в Стамбуле отныне предоставлялись равные с прочими иностранцами права и полномочия.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)