Кажется, только ленивый не хайпанул на коронавирусе – от диванных блогеров до авторитетных ведущих федеральных каналов.
И вы, наверняка, уже в курсе, что особенность вируса nCoV-2019 в том, что он приводит к развитию пневмонии, чего по идее ни один порядочный вирус делать не должен. Ведь классическое воспаление лёгких вызывают бактерии, а не вирусы.
Впервые всё прогрессивное человечество столкнулось с таким нетипичным поведением вирусов в 2002-2003 году во время вспышек «свиного» и «птичьего» гриппа, когда SARS-вирус как раз и вызывал пневмонию. За что она получила название «атипичная».
Хозяйке на заметку. SARS расшифровывается как «Severe Acute Respiratory Syndrome». Это у буржуев. А в отечественной медицине употребляется аббревиатура ТОРС: «Тяжёлый острый респираторный синдром».
И, справедливости ради надо заметить также, что термин «атипичная пневмония» появился задолго до вспышек в Китае и Юго-Восточной Азии. У нас на Родине им обозначали воспалительные поражения лёгких, вызванные нетрадиционным возбудителем – микоплазмами, хламидиями, вирусами, легионеллами, либо же банальной пищей или химическими веществами.
Да, чёрт с ним, с этим коронованным микроорганизмом!
Я тут выяснил, что почти все знают о связи коронавируса и пневмонии, но почти никто не понимает, как эта самая пневмония возникает и развивается. Причём любая. Возьму на себя ответственность этот информационный пробел заполнить.
Итак, наиболее частая причина любой пневмонии – аспирация. По-русски: из ротоглотки в микробронх залетает кусочек мокроты, густо сдобренный бактериями (чаще всего, постоянными жителями верхних дыхательных путей – пневмококками).
Справедливости ради надо заметить, что помимо аспирации есть ещё три причины воспаления лёгких. 1) вдыхание аэрозоля с бактериями, 2) распространение бактерий через кровь из другого (внелёгочного) очага инфекции - например, при эндокардите или септическом тромбофлебите, 3) распространение инфекции из соседних органов (например, при абсцессе печени или при ранениях грудной клетки). Но аспирация занимает ведущее место.
Как происходит аспирация?
⠀
Любой пневмонии всегда предшествует кашель разной интенсивности. Вот, вспомните прямо сейчас. Как вы кашляете? На фоне ровного дыхания вдруг возникает резкий кашлевой рефлекс, верно? Затем 2-4 кашлевых толчка на остаточном воздухе, после – резкий глубокий вдох и уже в финале полноценное откашливание в своё удовольствие.
Но. Чем продолжительнее приступ кашля – тем ниже остаточное барометрическое давление в легких. Вспоминаем школьный курс физики (в этом месте, подозреваю, меня прокляли): чем ниже барометрическое давление, тем быстрее движется воздух. В том числе и при форсированном вдохе.
Кстати, чаще всего пневмония развивается в правой нижней доле лёгкого, потому как правый бронх является продолжением трахеи (образуя как-бы прямую магистраль), а левый – отходит от неё под значительным углом из-за расположения сердца.
Логично предположить, что чем выше скорость потока – тем выше вероятность, что что-нибудь может залететь в трахею, чего при Н.У. («нормальные условия», если кто из физики не помнит - дважды проклят, судя по всему) залетать не должно.
Конечно, у среднестатистического здорового организма есть целый оборонный комплекс на такой случай (по-умному это называется «бронхо-пульмональная защита»). Тут вам и аэродинамическая фильтрация, и чихание, и надгортанник, и мукоциллиарный клиренс, и колебания ресничек эпителия трахеи, и разветвлённая сеть бронхов с уменьшением диаметра, и клеточные гуморальные механизмы специфического и неспецифического иммунитета. Короче, полный фарш.
Но где ж вы видели здоровый организм? Реснички отмирают и не восстанавливаются никогда - закури вы хоть одну сигарету. Надгортанник не очень-то помогает при сниженном глотательном рефлексе. Иммунитет не очень адекватно работает, если у вас аллергия или хронические заболевания. Или если он ослаблен в результате переохлаждения, например. Да и аспирацию во время сна – еще никто не отменял. Давно жена жаловалась, что вы храпите?
И если всё-таки фрагмент мокроты миновал бронхо-пульмональную защиту и, пролетев через трахею, закупорил мелкий бронх – мы получим следующую последовательность развития событий:
- Благодаря закупорке (окклюзии, по-врачебному) бронха получается замкнутое пространство, где нет оттока жидкости и притока воздуха. При этом там (как мы помним) весьма низкое барометрическое давление
- По законам физики (трижды проклят) – жидкость всегда переходит из зоны высокого давления в область пониженного. Поэтому неизбежно через сосудистое русло «пропотевает» плазма крови, образуя стерильную жидкость внутри этого замкнутого пространства. По-врачебному это называется "экссудат".
- Поскольку закупорка была вызвана не абы чем, а мокротой (густо сдобренной бактериями) – стерильная жидкость превращается в восхитительную и аппетитную среду для размножения патогенных микроорганизмов
- Далее, воспаление начинает вовлекать соседние ткани, а сам участок разрастается, будто масляное или нефтяное пятно на поверхности воды. Так вот и получается очаговая, а кому не очень повезло - долевая пневмония, охватывающая целую долю лёгкого
- Наконец, к очагу воспаления устремляются естественные защитники – макрофаги и лейкоциты, которые активируют факторы перекисного окисления липидов и протеолиза (на секундочку - чуваки, которые просто лизируют/уничтожают клетки). Что, естественно, ещё больше разрушает лёгочную ткань, а также возвращает нас к пункту 3 и окончательно замыкает порочный круг.
Воистину. До изобретения и внедрения антибиотиков – воспаление лёгких реально являлось смертным приговором.
В очередной раз справедливости ради замечу, что совершенно аналогичным образом происходит развитие любого воспаления – что при отите, что при гайморите.
Ух. С механизмом возникновения и развития пневмонии, полагаю, разобрались. Надеюсь, всё понятно. Но при чём же тут коронавирус, спросите вы? А всё просто.
Во-первых, коронавирусы типа nCoV-2019 или SARS (а также, если вы вдруг не в курсе, РС-вирусы, аденовирусы, метапневмовирусы) оказывают прямое разрушающее (так называемое, цитопатическое) действие на клетки лёгких, вызывая некроз альвеоцитов и эпителия бронхов. А в закупоренном пространстве – это чрезвычайно благоприятная среда для воспаления, размножения и роста бактерий.
Кстати, такие вирусы ещё называют пневмотропными. То есть, по каким-то загадочным причинам им любы исключительно ткани лёгких, а остальные клетки нашего организма – категорически малоинтересны.
А, во-вторых, они многократно увеличивают проницаемость сосудистой стенки в области воспаления. А значит жидкость из плазмы крови «пропотевает» в закупоренную зону в разы быстрее.
Вот почему все атипичные пневмонии – всегда стремительны по своему развитию.