Найти в Дзене

Какой Самсон изображён на фонтане в Петергофе — Самсоний Странноприимец или библейский герой?

В конце XVIII века в Петергофе заменили всю обветшавшую скульптуру Большого каскада. И работали здесь лучшие художники — выпускники Академии художеств. Петербуржцы особенно любят группу «Самсон, раздирающий пасть льва», — это самый высокий фонтан в Петергофе. Он поднимает струю воды почти на 21 метр.

Большой Петергофский дворец и Большой каскад
Большой Петергофский дворец и Большой каскад

Фонтан символизировал славную победу Петра I над Карлом XII под Полтавой: лев был изображён на знамёнах шведского короля. Победа под Полтавой была одержана 27 июня 1709 года, в день святого Самсония Странноприимца. Этот святой ни с какими львами, конечно, не сражался, но он был тёзкой библейского героя Самсона, который разодрал голыми руками пасть льву. Так что фонтан должен был напоминать о победе русского оружия в Полтавской баталии, которая была одержана в день памяти святого Самсония.

-2

А Петра с библейским героем Самсоном впервые после этой победы сравнил проповедник и просветитель Феофан Прокопович. Только фигура мощного богатыря, которую можно сегодня видеть, — уже третья по счёту.

Первая, созданная Бартоломео Карло Растрелли, была установлена ещё в 1735 году. В 1801 году группу заменили новой, более совершенной — работы Михаила Ивановича Козловского. В годы Великой Отечественной войны многие скульптуры, и «Самсон» в том числе, возможно, фашисты увезли в Германию и там либо переплавили, либо спрятали где-то. Но уже в 1947 году «Самсон» снова стоял на своём месте: изучив старые фотографии, скульпторы В.Л. Симнонов и Н.В. Михайлов выполнили модель, по которой на Ленинградском заводе «Монумент скульптура» была отлита из бронзы новая группа.

Петергоф. 1945 г.
Петергоф. 1945 г.

Был возрождён не только «Самсон». Освободители Петергофа увидели на месте прекрасных дворцов и фонтанов дымящиеся руины, и вот уже более 60 лет десятки художников работаю над восстановлением всего того, что было украдено или уничтожено фашистами в пригородных дворцах Петербурга. Чего стоит история хотя бы Янтарной комнаты!..

Сегодня уже очень многое удалось возродить — и в Петергофе, и в Гатчине, и в Царском Селе, и в других прекрасных наших пригородах.