Найти тему

Что на самом деле определяет психологический тест про вагонетку?

На днях мне в очередной раз попался пресловутый тест про вагонетку. Там, где к рельсам привязано пять человек, на них мчится вагонетка, но вы можете перевести стрелку на другой путь, к которому привязан один человек.

Нужно ли изменить путь вагонетки?
Нужно ли изменить путь вагонетки?

Мне всегда претили подобные психологические задачки, но только недавно я четко сформулировала, почему. Тест не может выявить, как поведет себя человек в подобной ситуации. Условия изначально сформулированы невозможным образом. Много ли человек знают, как переводить стрелку? Я вот не знаю. И не факт, что смогу перевести, даже если мне будут диктовать последовательность действий. То есть, я изначально выбираю не за себя реальную, а за некую абстрактную личность, которая умеет и может переводить железнодорожные стрелки и знает о всех деталях ситуации. Ведь если в поле моего зрения и мчащаяся вагонетка, и стрелка, и привязанные люди, то я не успею даже выслушать условия задачи. Принимать решение будет поздно. Если же у меня есть время для того чтобы узнать подробности от экспериментатора, то... а с какой стати мне ему верить? Понятно же, когда вам предлагают нечто подобное, то это либо абстрактная задачка, либо вы имеете дело с преступником и негодяем, верить которому нельзя ни в чем. То есть, испытуемый выбирает не то, как поступит ОН сам - человек с неповторимыми физическими характеристиками и жизненным опытом, а как поступит некий обобщенный индивидуум. Сферический в вакууме. Как человек поступит на самом деле в ситуации жесткого выбора, он может узнать, только пройдя через выбор. Нельзя сказать, я поступлю так-то и так-то, только я поступил вот таким образом, потому что...

Интересно, что одни совершенно искренне обсуждают предложенный выбор с точки зрения морали, целесообразности, закона; другие пытаются найти третий приемлемый выход; некоторые начинает ерничать - на мой взгляд, это здоровая реакция - отторжение поползновений на манипуляцию. Очень немногие прямо заявляют о некорректной постановке проблемы, думаю, что таких в действительности больше, просто они не считают нужным тратить время на все это. Но никто не знает, как именно поведет себя в критической ситуации, какие подсознательные программы включаться. Именно поэтому существует Устав, ПДД, система приоритетов у медиков (в том числе сортировка пострадавших по очередности оказания помощи).

На самом деле задачка про вагонетку и другие подобные, это тест на внушаемость: он проверяет, купится ли испытуемый на заведомо нереалистичную презентацию. Позволит ли вовлечь себя в искусственно смоделированный дискурс. Когда испытуемый начинает всерьез выбирать: пожертвовать одним человеком или несколькими; судорожно искать иной выход (пустить вагонетку под откос, бросится под колеса самому) - он уже принял условия, однако, эти условия навязаны. Тот, кто позволяет поместить себя в искусственно ограниченную модель, удобен для всевозможных манипуляций.