Затрагивать эту тему откровенно не хотелось. Говорить о зверствах, кто бы их ни совершал, всегда тяжело, но раз в свете недавней передаче на Кисель ТВ, я просто вынужден дать свой комментарий относительно адмирала и Верховного Правителя России Александра Васильевича Колчака.
Киселев в своей восьмиминутной передаче назвал данного деятеля отечественной истории “историческим шансом для России” и также примечательно выразился, что “большевики трусливо и торопливо его расстреляли”.
И вы знаете, Дмитрий Киселев на сто процентов прав, Александр Колчак действительно был историческим шансом для России. Историческим шансом стать первой страной победившего фашизма, обогнав Италию на пару лет.
С чего я это взял? Посмотрите на следующие снимки.
Томичи переносят тела расстеленных участников антиколчаковского восстания. В данном случае прошу обратить внимание на то, что расстрелянные явно были важны для жителей Томска. Возможно, это было связано с тем, что среди убитых были их родственники и друзья, а возможно, это свидетельствует о том, что они сочувствовали участникам восстания.
Вот сам приказ Верховного Правителя, благословивший все последующие преступления "белых":
"Гражданская война по необходимости должна быть беспощадной. Командирам я приказываю расстреливать всех захваченных коммунистов. Сейчас мы делаем ставку на штык".
Вроде бы, на первый взгляд ничего экстраординарного в нем нет. Ну приказал Верховный Правитель расстреливать коммунистов, жестоко, но вполне логично, враги же. Однако надо понимать, что под "коммунистами" не особенно сведущий в "цветовой дифференциации штанов" политических течений, да и вообще, не сильно вникавший в политику даже после Февраля Колчак понимал не только членов партии, комиссаров, командиров Красной Армии, красноармейцев или даже делегатов Совета, но и людей, по тем или иным причинам, нелояльных его режиму.
Но данный приказ в виду своей размытости являлся всего лишь общим пожеланием, указанием направления к действию. Вот как понял его губернатор Енисейской и части Иркутской губерний генерал-лейтенант С.Н. Розанов:
Начальникам военных отрядов, действующих в районе восстания:
1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличности таковых имеются, - расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество, лошадей, повозки, хлеб и так далее отбирать в пользу казны.
3. Если при проходе через селении жители по собственному почину не известят правительственные войска о пребывании в данном селении противника, а возможность извещения была, на население накладывать денежные контрибуции за круговой порукой. Контрибуции взыскивать беспощадно.
Примечание Всякая контрибуция должна быть проведена приказом, притом по отряду. Суммы впоследствии сдать в казну.
4. При занятии селений, по разбору дела, неуклонно накладывать контрибуции на всех тех лиц, которые способствовали разбойникам хотя бы косвенно, связав их круговой порукой.
5. Объявить населению, что за добровольное снабжение разбойников не только оружием и боевыми припасами, но и продовольствием, одеждой и прочим, виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны. Население обязано увозить свое имущество или уничтожить его во всех случаях, когда им могут воспользоваться разбойники. За уничтоженное таким образом имущество населению будет уплачиваться полная стоимость деньгами или возмещаться из реквизированного имущества разбойников.
6. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно.
7. Как общее руководство помнить: на население, явно или тайно помогающее разбойникам, должно смотреть как на врагов и расправляться беспощадно, а их имуществом возмещать убытки, причиненные военными действиями той части населения, которая стоит на стороне правительства.
Так и хочется сказать ныне покойному Розанову, что никакой он не Розанов, а самый настоящий Розенберг! И прошу заметить, что в тексте приказа уже упоминаются "разбойники", то есть, партизаны весьма условно красного оттенка, поднявшиеся скорее не за Советскую власть, а против Колчака. А это значит, что действия, спровоцировавшие сибирских крестьян на вооруженное сопротивление имели место быть еще до постановления Розанова.
Из личных воспоминаний:
Начальник Уральского края Постников, отказавшийся от исполнения своих обязанностей, характеризовал колчаковский режим следующим образом:
"диктатура военной власти, расправа без суда, порка даже женщин, аресты по доносам, преследование по кляузам, ужасы - в лагерях красноармейцев, умерло за неделю 178 из 1600 человек. “По-видимому, они все обречены на вымирание”.
Или, например, слова одного из палачей, штаб-ротмистра Фролова из драгунского эскадрона корпуса Каппеля:
«Развесив на воротах Кустаная несколько сот человек, постреляв немного, мы перекинулись в деревню, деревни Жаровка и Каргалинск были разделаны под орех, где за сочувствие большевизму пришлось расстрелять всех мужиков от 18 до 55-летнего возраста, после чего пустить “петуха”».
В 1918 году "верховный правитель" Колчак создал 40 концентрационных лагерей. Ишим, Атбасар, Иркутск, Томск, Омск, Шкотово...
Насколько тяжелыми там были условия я говорить не берусь, это тема для отдельной научной работы. Несмотря на все параллели, которые я провел между нацистами и колчаковцами, сильно сомневаюсь, что последние строили лагеря уничтожения. Скорее всего, там просто морили людей голодом. Но возможно я не прав, и в данном случае колчаковцы продемонстрировали все свои лучшие человеческие качества.
И это я еще кратенько пробежался, можно сказать, по верхам. Не сказано про про атамана Анненкова, перед которым меркнут многие офицеры СС. Про сотрудничество с откровенно прояпонским режимом атамана Семенова, на территории которого японцы вообще не стеснялись проявлять свои "лучшие" качества по отношению к местному населению. Или о золотом запасе России, который, вдруг, оказался на в руках джентльменов с Туманного Альбиона.
Точное количество жертв колчаковщины неизвестно, каратели не слишком утруждали себя бюрократией и какими-то там судебными разбирательствами. Есть довольно приблизительные цифры. Около 25 тысяч расстрелянных и 100 тысяч выпоротых. И подобное, хочу напомнить, на необъятных и малонаселенных просторах Сибири. В те времена там проживало не больше четырех миллионов человек.
Что сделали бы эти люди, оказавшись в более густонаселенных районах Центральной России или Черноземья? Вопрос, как говорится, риторический.