Из большой медицинской энциклопедии:
Цинга (лат. scorbutus; синоним скорбут) — авитаминоз С в стадии развернутых клинических проявлений в виде распространенных геморрагий, гингивита, изменения структуры костей и связок, нередко анемии, а также нарушения функции различных органов. При полном прекращении поступления витамина С в организм цинга развивается примерно через 4-12 недель; при гиповитаминозе С клинические проявления менее выражены и появляются в более поздние сроки — обычно через 4-6 месяцев после возникновения витаминной недостаточности.
Крест крестоносцев
Прилагательное «морской» неспроста сопровождает слово «скорбут», поскольку сложно назвать иную болезнь, некогда столь распространенную среди мореплавателей.
От античного мореходства до позднего средневековья и далее цинга была постоянной спутницей людей в дальних морских походах. Гиппократ называл ее «илеос кровавый» и описывал следующие симптомы: «изо рта плохо пахнет, десны отделяются от зубов, из ноздрей течет кровь, язвы на ногах, цвет кожи делается гранитным».
Многочисленные упоминания этой болезни относятся к эпохе крестовых походов, конкретно, к началу XIII века. Недостаток пищи и в целом скудный рацион как следствие дальних переходов и постоянных боевых действий спровоцировал первые эпидемии среди воинов и моряков. Вначале заболевший чувствовал постоянную усталость и слабость, раздражительность, худел на глазах. Вскоре появлялись и другие симптомы: тянущие боли в конечностях, особенно в ногах. Повышалась температура, болело горло. На последних стадиях больные становились апатичными и сонливыми, не покидали постели. В конце концов, начиналось поражение десен и выпадение зубов, непроизвольные кровоизлияния.
Естественно, причин появления ужасной хвори европейцы не знали, как и способов лечения, а потому средневековые врачеватели действовали по-старинке. Например вырезали части загноившихся десен, очевидно полагая, что столкнулись с очередной заразной болезнью.
Но стоило воинам за гроб господень взять очередной город, усеянный садами с диковинными фруктами, как недуг волшебным образом отступал. В связи с этим некоторые современники, например, Гильбертус Англикус (Гильберт Англичанин, если по-простому), известный врачеватель того времени, советовал брать с собой в поход сушеные яблоки, груши и вишни. Но, увы, к советам эскулапа тогда мало кто прислушивался.
Плохо ел — заболел
Наибольшее распространение цинга получила в эпоху первых географических открытий. В XIX-XV веках благодаря значительному усовершенствованию парусного флота и такелажа стали возможны дальние морские путешествия. Со всеми вытекающими последствиями.
Набрать с собой свежей, вкусной и здоровой пищи на все плавание не представлялось возможным, так что рацион моряка позднего средневековья не отличался разнообразием. Во-первых, это конечно хлеб, точнее, сухари или галеты из муки и воды без соли (зачастую твёрдые как камень). Во-вторых, солонина. Под эту категорию попадала, прежде всего крепко засоленные говядина и свинина, а еще рыба, вяленая и сушеная. Все вышеперечисленное — сухой паёк, выдававшийся морякам, когда не было возможности употребить свежую пищу.
Но не стоит забывать, что и сухари, и солонина, и вообще любые тогдашние «консервы» были подвержены разложению. Конечно, на борт брали кур, свиней и даже коров, но такой перспективный провиант тоже надо чем-то кормить, а потому от животных в дальних плаваниях избавлялись в первую очередь.
А с овощами дело не заладилось, поскольку портились они довольно быстро, ведь в трюмах всегда стояла повышенная влажность да и климат не способствовал. Опять же, готовить свежую и горячую пищу на кораблях не всегда представлялось возможным по вполне понятным причинам: шторма да и банальные волнения моря никто не отменял (как и пожары на корабле).
Так что неудивительно, что при высадке на какой-нибудь остров отважные мореплаватели «подметали» все, что годилось в пищу. Так, чуть более чем за сотню лет на острове Маврикий были полностью истреблены дронты — крупные нелетающие птицы. Съели их настолько быстро, что долгое время ученые полагали, что додо всего лишь миф, придуманный моряками.
Из всего вышесказанного видно, что назвать полноценным рацион тогдашних моряков довольно сложно (ни в одном из продуктов не было витамина С). А посему в дальних морских переходах скорбут стал явлением постоянным. И смертельно опасным.
Так во время путешествия в Индию к 1497 году корабль знаменитого путешественника Васко да Гамы из-за цинги потерял свыше ста членов экипажа. Часть этих потерь можно было бы списать на боестолкновения у берегов Индостана и Африки, если бы они не были пренебрежимо малы. Но в целом из 168 членов экипажа корабля да Гамы домой вернулись лишь 55 человек.
Среди историков бытует мнение, что за два столетия (XVII-XVIII века) от цинги погибло около миллиона человек, что превышает потери во всех морских баталиях этого периода. Так что с таким грозным противником нельзя было не бороться, пусть и с переменным успехом. Но об этом мы расскажем в следующий раз.