(Cleaner, 2007, США)
"Чистильщик" - ещё один пример иронии актёрской судьбы.
Хорошенько потрудившись в "Криминальном чтиве" под надзором чистильщика Вульфа, отмывая "тачку" от кровищи и мозгов, спустя 13 лет Сэмюэл Л. Джексон сам дорос до роли такого же профи-кровеуборщика. Разве что работающего не украдкой по свистку мафии, а законно. То бишь с санитарной лицензией, легальной бухгалтерией и даже собственным офисом с секретаршей.
Зовут же местного главного героя Том Катлер и он бывший коп. Что довольно необычно и вызывает интерес, почему он уволился со службы, если отмывка ковров от человеческих внутренностей показалась ему менее тошнотворным занятием.
Вопрос уместный, и ответ на него есть: совестливого Катлера задолбала коррупция в родном полицейском правлении. Да к тому же он, воспитывая в одиночку дочь-подростка, хотел проводить с нею больше времени, коего копу постоянно не хватало.
Ну а то, что на новой работе Том продолжал возюкаться с грязью на местах и обычных смертей, и насильственных - пустяки, он мужик не брезгливый. Как раз напротив, похоже что об этой работе он со своим хладнокровием и педантичностью всю жизнь и мечтал. Тем более, что несмотря на антисанитарию и мрачняк, его труд в итоге тоже приносил людям радость и облегчение.
Особнячок, куда Катлера привёл очередной заказ, и где ему тоже поручили прибраться, был пуст. Ключ же от двери лежал рядом с нею, под цветочным горшком. Трупа внутри, разумеется, уже не наблюдалось, но половина мебели, ковров и окон в гостиной были щедро забрызганы кровью.
Что ж, сразу видно: кому-то здесь вчерась поплохело слишком резко и безвозвратно. Впрочем, качать головой и цокать языком Тому было некогда. И он, приступив к делу, как обычно вылизал всё гораздо тщательнее, нежели кот свои причиндалы.
Однако, когда на следующий день Катлер вернулся в тот дом, чтобы отдать нечаянно унесенный в кармане ключ, его ждал сюрприз 10-балльной сногсшибательности.
Как выяснилось, хозяйка дома, некая Энн (Ева Мендес)... знать ничего не знала о том, что у неё произошло убийство, и что вчера Катлер полдня провозился здесь с тряпкой и шваброй со своими чистящими химикатами. Нехило, да? И как прикажете на это реагировать, если ни громко материться, ни падать в обморок от таких новостей Том не привык?
Быстро сообразив, что выдавать Энн жуткую правду незачем (по крайней мере сразу), Катлер наврал ей в три короба, сказав, что ошибся адресом. После чего отправился разбираться, кто же, блин-переблин, его подставил.
А то, что это подстава, и Том собственными руками уничтожил улики на месте преступления - вне всяких сомнений! Благо, у него ещё остался в полиции старый кореш и бывший напарник (Эд Харрис), который мог помочь ему разгадать загадку и выйти сухим из воды, без обвинения в соучастии в убийстве...
***
В общем, довольно нетипичное кино для матёрого экшен-мейкера Ренни Харлина, создателя "Крепкого орешка 2", "Скалолаза", "Долгого поцелуя на ночь" и "Острова головорезов".
Нетипичное - и предпоследнее вменяемое; последним были "12 раундов", за которыми Харлин погнал такую адскую пургу, что у его давних поклонников поотвисли челюсти: ""5 дней в августе", "Тайна перевала Дятлова", "Геракл: Начало легенды"... И хоть в "Чистильщике" нет забористого экшена, как детективный триллер он сделан на очень хорошем уровне, с традиционно не умеющими играть плохо Сэмюэлем Л. Джексоном и Эдом Харрисом. Ну и хоть со слегка предсказуемым, но всё равно сильным финалом, ведь тогдашнему Харлину (увы, не сегодняшнему) и в голову не приходило сливать концовки собственных фильмов.