Видеокарта — элемент системы компьютера, который отвечает за передачу и качество изображения, которое будет видно на экране. Чаще всего выбором видеокарты занимаются при сборке игрового компьютера.
Видеокарты разрабатывают и выпускают разные производители. Перед покупкой важно учесть объём, частоту и пропускную способность шины видеопамяти, характеристики графического чипа и его техпроцесс, энергопотребление и возможности охлаждения, габариты видеокарты.
Для чего нужны видеокарты
Видеокарты бывают встроенными и дискретными. В компьютере, который нужен для работы, интернета и просмотра видео, хватит интегрированного в процессор видеоядра — встроенной видеокарты. Чтобы играть в современные игры и заниматься монтажом видео, нужна отдельная видеокарта — дискретная.
При подборе видеокарты важно учитывать характеристики монитора: его разрешение определяет, какого уровня графику можно получить на выходе и за что не стоит переплачивать. Для игр на дисплеях с HD-разрешением хватит видеокарт с начальным уровнем детализации графики. Чтобы стабильно играть с картинкой в разрешении Ultra HD (4K), придётся купить дорогую флагманскую видеокарту.
Каких типов бывают
Условно видеокарты делят на три категории: бюджетные, среднего уровня и топовые.
Бюджетные видеокарты начального уровня довольно слабые, с производительностью на уровне встроенной графики. Подойдут для онлайн-игр, офисных ПК, воспроизведения мультимедийного контента, старых и нетребовательных игр. Иногда вместо такой видеокарты экономнее купить процессор со встроенной графикой.
Видеокарты среднего сегмента самые распространённые и обеспечивают нужную производительность в современных играх на средних и высоких настройках графики. Они не выдержат разрешение 2К и максимальные настройки, но в Full HD можно играть на высоких и близких к максимальным.
На нижней границе топового сегмента можно найти видеокарты для тех, кто не слишком придирчив к графике, но не хочет менять систему в течение ближайших нескольких лет. Они обойдутся ненамного дороже предыдущих вариантов.
Дорогие топовые или флагманские модели осилят ультравысокие настройки в самом высоком разрешении, онлайн-трансляции и картинку для 4K-монитора. Флагманской видеокарты хватит на игры, которые будут выходить в ближайшем будущем.
Чем отличаются видеокарты AMD и NVIDIA
Игровые видеокарты в основном производят две компании — AMD и NVIDIA. Принципиальной разницы между ними нет, но одинаковые по мощности модели называются по-разному и имеют свои особенности.
Современные видеокарты NVIDIA имеют названия по типу «GeForce GTX + индекс модели». Чем выше число, тем выше класс видеокарты. Буквы GT указывают на принадлежность видеокарт к начальному классу, GTX — к более высокому классу.
Первая цифра (7, 8, 10) означает серию и меняется при обновлении модельного ряда. Две следующих цифры (30, 40, 50, 60, 70, 80) говорят об уровне производительности видеокарты. Чем больше, тем мощнее. Приставка Ti означает улучшенную производительность — +10−20%.
Обозначения видеокарт AMD Radeon несколько раз изменялись. Раньше устройства были разделены на классы — бюджетный (R7) и игровой (R9). Теперь обозначения выглядят как «RX + индекс модели». Чем выше значение, тем быстрее видеокарта. Самые мощные видеокарты AMD выпускают в серии Vega.
Кроме дизайна, видеокарты разных производителей отличаются между собой в мелочах: вентиляцией и уровнем шума в работе, длиной, иногда набором разъемов. По скорости работы они друг от друга почти не отличаются.
Видеокарты, разработанные NVIDIA и AMD, производит множество брендов. Хорошо зарекомендовали себя ASUS, ASRock, MSI, Gigabyte, Saphire.
На что влияет частота графического процессора
Каждая видеокарта имеет свой видеопроцессор или видеочип. Видеочипы снабжены разным количеством универсальных процессоров — шейдерных блоков — и имеют определённую частоту. От этих характеристик зависит производительность видеокарты.
Слабые видеокарты имеют 400−500 шейдерных блоков с частотой около 900−1100 МГц и плохо подходят для современных игр. Игровые видеокарты начального класса располагают 600−800 шейдерными блоками с частотой 1300−1500 МГц — этого хватит на графику на низких настройках.
Видеокарты среднего класса имеют порядка 1200−1500 шейдерных блоков. Высокого класса — 1600−1900, а частота составляет уже 1500−1700 МГц. Самые мощные предтоповые и топовые видеокарты имеют 2500−3500 шейдерных блоков с частотой 1500−1700 МГц.
Что такое техпроцесс графического процессора
Техпроцессом называется технология, по которой производятся видеочипы. Чем современнее оборудование и технология производства, тем техпроцесс тоньше. От этого зависит энергопотребление и тепловыделение видеокарты: чем техпроцесс тоньше, тем она экономичнее и холоднее.
Современные видеочипы изготавливаются по технологическому процессу от 14 до 28 нанометров (нм). Чем меньше это значение, тем лучше.
Почему важны объём, тип и частота памяти
Чем больше видеопамяти установлено на карте, тем лучше: если игра требует 4 Гб, а в видеокарте доступно только 2 Гб, дополнительная нагрузка придётся на систему — с использованием оперативной памяти и жёсткого диска. Игра будет работать рывками и тормозить.
Чтобы играть с разрешением 1920 × 1080 на средних настройках графики, нужно не менее 3 Гб видеопамяти. При максимальной детализации большинство игр требует 4−5 Гб. На 4K-мониторах понадобится не меньше 6 Гб, а самые современные и «тяжёлые» игры используют 8 Гб.
Многие игры будут работать с 2 Гб видеопамяти, но настройки графики придётся снизить. Для современных игр это самый крайний бюджетный вариант.
У старых слабых видеокарт встречается довольно медленная память GDDR3 — они хуже подходят для игр. В геймерских видеокартах начальной категории обычно установлена память типа GDDR5. В самых быстрых видеокартах — более быстрая GDDR5X. В экспериментальных флагманских видеокартах Radeon используется новый тип видеопамяти HBM.
Видеопамять может иметь разную частоту, которая для современных игровых видеокарт должна быть не ниже 5000 МГц. Варианты среднего класса оснащаются видеопамятью с частотой 7000-8000 МГц, а у топовых моделей она может достигать 11 000 МГц.
Что такое разрядность шины
Видеопамять также характеризуется разрядностью, или шириной шины передачи данных. Обычно игровые видеокарты имеют шину памяти от 128 до 384 бит, где 128 бит — это минимальный показатель для игровой видеокарты начального класса. Для среднего класса он составляет 192 бита, для высокого — 256 бит.
Топовые видеокарты AMD оснащаются памятью HBM с шиной 4096 бит, но с пониженной до 1000 МГц частотой, что в итоге даёт достаточно высокую пропускную способность памяти.
Пропускную способность (ПС) можно разделить на три группы: 80−112 Гб/с — низкая ПС, 224–256 Гб/с — средняя ПС, а 320–512 Гб/с — высокая ПС.
Низкая пропускная способность памяти ограничивает возможности графического процессора, а за избыточно высокую нет смысла переплачивать. Оптимальными по цене и производительности можно считать видеокарты со средней пропускной способностью видеопамяти.