Найти в Дзене

Как ленинградские ополченцы били немецкие танки из старых пушек

Как-то в Интернете наткнулся на обсуждение статьи. В ней рассказывалось, как 18-го августа 1941 года, артиллеристы батареи 88-го артполка из 1-й дивизии народного ополчения под командованием старшего лейтенанта Владимира Петровича Кузанова, у хутора Прологи, недалеко от станции Молосковицы, вступили в бой с двадцатью шестью немецкими танками. Потеряв шестнадцать танков немцы «повернули назад и на предельной скорости скрылись».

Самым же интересным было то, что батарея была вооружена двумя обычными «трёхдюймовками», а два других орудия, по утверждению неизвестного автора, были «47-миллиметровыми трёхфунтовками Гочкиса». И именно пушки Гочкиса успешно били немецкие танки. Для «достоверности» статья была иллюстрирована фотографиями из Артиллерийского музея, на которых изображена опытная 47-мм противоштурмовая пушка Обуховского завода, созданная в 1896 году.

47-мм противоштурмовая пушка Обуховского завода. Себя отрезать не стал, для масштаба
47-мм противоштурмовая пушка Обуховского завода. Себя отрезать не стал, для масштаба

В обсуждении статьи нашлось достаточно грамотных людей, которые сразу указали, что эти упомянутые пушки Гочкиса не имели бронебойных снарядов и против танков были бесполезны.

Сама статья расположена на сайте, который весь состоит из героических историй разных войн, которые до такой степени додуманы авторами, что их фантазии (и безграмотности) просто удивляешься.

Объяснять автору, что «47-миллиметровая трёхфунтовка» — это «масло-масляное бесполезно. Равно как и такие тонкости, что никакого 88-го полка в 1-й дивизии ополчения не могло быть, и что в тот день сражение под Молосковицами давно закончилось, а речь может идти не про 1-ю дивизию ополчения, а про 1-ю гвардейскую, а это не одно и тоже.

Кстати, есть описание этого боя, написанное самим Владимиром Кузановым, где не про какие пушки Гочкиса не упоминается. Равно как и ни в одном документе не указано, что 1-й гвардейский артиллерийский полк 1-й гвардейской ленинградской стрелковой дивизии имел на вооружении подобные пушки.

Но мне всегда интересно в таких случаях найти то, что послужило основой для истории, тем более слишком невероятной по изложению. При подобных поисках всегда находишь много интересного.

Тем более, в данном случае речь шла про очень интересную дивизию, да и вообще тема ополчения просто золотая жила для изучения. Да ещё и речь про Молосковицкое сражение, что очень интересно.

Мои поиски по поводу примечательного боя, оказались беганьем за собственным хвостом. Так упоминаний много про то, как одна батарея ополченцев 11 танков уничтожили, но кто первый написал — непонятно. Один источник ссылается на другого, другой на третьего, а тот снова на первого. И в конце-концов получается, что большинство упирается в «Дневник ополченца 88-го артиллерийского полка 80-й стрелковой Любанской дивизии Василия Чуркина». У него действительно упоминается батарея Кузанова, но 24-го сентября, и без всяких танков. Что же касается боёв в августе, то там как раз о другом: отступление, неразбериха, «куда-то стреляли».

Если изучать документы самой дивизии и вышестоящие, то там нигде нет даже намека на какой-то подобный бой с танками.

Да и вообще. Что касается оценки боевых действий 1-й гвардейской дивизии народного ополчения, то упоминается она, к сожалению, не в победных реляциях, а в приказе «О борьбе с паникерами и трусами».

Есть такая вот сухая статистика. Прибыла дивизия, имея 10 815 человек личного состава, 28 76-мм пушек и 4 122-мм гаубицы. На 20-е августа в дивизии числилось 3788 и три 76-мм пушки. К тому времени пропавшими без вести числилось 5436 человек. В окружение дивизия не попадала, немцы в ходе тех боев пленных захватывали буквально единицы. Убито ополченцев всего 41 человек, что явно не говорит о жестоких боях. Куда делось пять тысяч ополченцев и думать не хочется.

Зато понятно, кто составил большую часть из тех трёх тысяч, что остались в строю. Более глубокое изучение всего связанного с этой дивизией вообще показывает, что про ополчение мы знаем крайне мало.

Особенно интересно в связи с Молосковицким сражением выглядит упоминание в составе дивизии танкового батальона. В некоторых уважаемых источниках он присутствует. И в описаниях действий дивизий много вот таких упоминаний, датированных июлем:

…и сосредоточиться: артиллерийский полк и противотанковый дивизион в районе Нуркобори, Большое Виттолово, Хамаляйне; танковый батальон в районе Рехколово, Синда, тыловые подразделения в Каменка.
…К 9.00 отдельный танковый батальон сосредоточился в районе Рехколово, отдельный сапёрный батальон в районе Ускюля, медико-санитарный батальон в Пески.
…1-й отдельный гвардейский танковый батальон должен был расположиться в районе Синда, Рехколово. Отдельный разведывательный батальон с 3-й батареей противотанкового дивизиона должен был расположиться на западной окраине Николаевка. Дивизионный обменный пункт должен был расположиться в районе Финское Койрово, Русское Койрово.

Но есть и ещё один интересный момент, связанный с формированием.

1-й гвардейская ДНО официально комплектовалась из трудящихся Володарского и Куйбышевского района. При этом упоминается, что специалистов не хватало, личный состав не обучен, из 780 командиров только 82 были кадровыми.

Не удивительно, что спешно сформированная, не обученная и брошенная сходу в бой дивизия сражалась, мягко говоря, не очень успешно. А если проще, то поддавалась панике и обращалась в бегство. Понятно, что и личный состав уже был не самый лучший — всех, кто мог служить уже давно мобилизовали, затем забрали остальных в ополчение первой волны. В 1-ю (и другие) гвардейские, добирали тех, кто раньше не подошёл.

Но есть один интересный факт. Как можно прочитать в многочисленных статьях про ополчение:

«3-й стрелковый полк, артиллерийский полк, саперный батальон и батальон связи - главным образом [формировалась] из добровольцев Куйбышевского, Петроградского и Невского районов.»

Однако, как можно узнать из других, не вызывающих сомнения источников, этот полк формировался из 15-го дисциплинарного батальона. Не следует путать дисциплинарные части со штрафными. В дисциплинарные отправляли за самоволку, воровство, пьянку. В 15-м батальоне было свыше 2500 тысяч человек, но после начала войны какую-то часть вернули в свои подразделения. Так что практически целый полк и получается. И, можно смело предположить, что из трёх тысяч оставшихся в строю после первых боёв, именно «дисциплинарщики» и были в большинстве. Остальные, видимо, тыловики. Да и все успешные действия дивизии скорее всего приходятся именно на этих бойцов, всё-таки кадровая часть.

А командовал 15-м батальоном, а затем и полком у ополченцев, Василий Маргелов. Тот самый, практически легендарный, будущий «дядя Вася» наших ВДВ. К тому времени он уже успел повоевать и отличится немало.

Такие вот интересные были ополченцы. И на этом примере видно, что мы много чего можем не знать про ополчение.

А что касается артиллеристов батареи Кузанова и другие истории, где ополченцы немецкие танки жгли десятками, то… Мне кажется, что подобные рассказы лучше лишний раз не тиражировать.

Лучше уж про подвиги реальные и документально подтверждённые. У нас, слава богу, таких хватает.

Про Молосковицкую битву можно прочитать тут:

«Ленинградская Прохоровка»