Ученым удалось обнаружить первобытные рисунки в разных уголках мира, одной из известнейших пещер, где хранятся «следы» прошлого, признана аргентинская пещера «Куэва-де-Лас-Манос».
В переводе с испанского языка название «Куэва-де-Лас-Манос» означает «Пещера рук», что вполне соответствует ее «облику». На стенах можно увидеть следы ладоней, обведенные по трафарету.
Исследователи утверждают, что эти изображения были оставлены около 10 тысяч лет назад. Техника их создания проста: первобытные люди набирали в рот краску и распыляли ее вокруг ладони при помощи специальной трубки.
Считается, что отпечатки ладоней на стенах имели ритуальное значение. Скорее всего, таким образом происходил процесс инициации, перехода во взрослую жизнь.
Помимо отпечатков рук, в пещере можно увидеть изображения солнца, людей, животных, а также геометрические и зигзагообразные узоры. Есть и разнообразные сцены из жизни охотников: окружение добычи, засада, нападение.
Во Франции находится пещера Ласко, возраст изображений в которой: 18–15 тыс. л.
Пещера Ласко́ входит в число самых выдающихся памятников пещерного искусства. По количеству и разнообразию рисунков и по известности она - первая в мире.
Недалеко от города Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй во Франци расположена пещера Фон-де-Гом. Она знаменита настенными изображениями (петроглифами) эпохи позднего палеолита.
Живопись грота Фон-де-Гом принадлежит к лучшим образцам пещерного искусства. Многочисленные изображения бизонов, диких лошадей, мамонтов, северных оленей и других животных выполнены в различной манере от древнейших линейных рисунков чёрной и красной краской до великолепнейших полихромных композиций, относящихся к мадленской эпохе (15000 — 11000 лет до н. э.).
Грот Фон-де-Гом открыт в 1901 году. Изображения некоторых животных сделаны в полную величину. На стенах и сводах небольших залов пещеры нанесено, по меньшей мере, около 80 рисунков, среди которых две бесспорные фигуры мамонтов.
При раскопках в галереях пещеры были найдены куски красной охры и своего рода «карандашей» из марганцевой руды. Судя по всему, это были те самые красители, которые использовались первобытными художниками в живописных работах. Подобные красящие материалы встречаются почти повсюду, где распространены глинистые почвы, в частности, в долинах недалеко от Фон-де-Гом. В округе есть богатые полости жёлтой, красной, а иногда чёрной глины, а также залежи железной и марганцевой руды.
Зачем доисторическине люди изображали животных? Согласно "магической" гипотезе, палеолитическое искусство создавалось для магических обрядов, чаще всего связанных с «охотничьей магией». Но это всего лишь мнение. Однозначный ответ на данный вопрос еще не найден, и поиски его находятся в сфере совместных усилий археологов, искусствоведов, антропологов, специалистов по мифологии и психологии.