Интересный вопрос: почему Киев называли «матерью городов русских», хотя были вокруг города и подревнее? А это с подачи Вещего Олега. Захватив приглянувшийся ему городок на берегу Днепра, князь решил в нём поселиться и заявил: «Да будет это мать городам русским». Разумеется, мать не по старшинству, а как новая столица.
Ещё интереснее, почему «городов русских», а не славянских? Ну, с Киевом всё ясно: там уже давно правили варяги Дир и Аскольд, не пережившие встречи со своим старым знакомцем Вещим. А как насчёт остальных?
А точно так же – не успели славяне призвать варягов, как те легко и непринуждённо смешались с высшими слоями местного общества. По словам Нестора-летописца, «Рюрик… стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома».
Кстати, в слове «находники» нет ничего негативного. Согласно толковому словарю Владимира Даля, это всего лишь «пришлецы, населенцы со стороны, припущеники, не старожилы».
И в самом скором времени стало не совсем понятно, где аборигены, а где находники. Автору «Повести временных лет», жившему позже описываемых им событий, уже пришлось уточнять: «Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене». В общем, бывшие словене, поляне, кривичи, радимичи, вятичи и даже меря с муромой как-то плавно превратились в русских. А что? В одном государстве жить стали, вот и имя общее приняли: «варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью».
Несомненно, процесс ассимиляции был взаимным, добровольным и несложным. Как уже упоминалось в нашей статье «Откуда пришёл Рюрик?», у пришлецов и местных уроженцев было много общего: язык, боги, обычаи. Вот что об этом сообщает летопись…
О языке: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне […] А язык был им общий – славянский».
Немудрено, что Олег без малейших затруднений вёл переговоры со славянскими князьями. А вот когда он затеял поход на Царьград, понадобились переводчики, поэтому он позвал с собой «тиверцев, известных как толмачи».
О богах: «Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота».
Как известно, Перуну и Волосу (Велесу) поклонялись и восточные славяне.
Об обычаях: «Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».
Славяне любили попариться с веничком. А варяги-русь? По всей вероятности, тоже любили. Как мы помним, второе посольство из Деревской земли княгиня Ольга мстительно спалила именно в бане, явно стоявшей не где-то на отшибе, а рядом с княжескими палатами: «Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню».
К слову, тризна, которую справляли и по Олегу, и по Игорю, – это древний славянский обряд.
Варяжские имена тоже начали исчезать, причём молниеносными, по историческим меркам, темпами. При Вещем Олеге мирный договор с греками «от народа русского» заключали послы, которых звали преимущественно на западный манер: Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид.
А вот среди послов, заключавших договор с византийцами при Игоре Старом, уже наблюдается, фигурально говоря, полный интернационал: Ивор и Вуефаст, Искусеви и Улеб, Шихберн Сфандр и Прастен Тудоров, Воист Войков и Шибрид Алдан, Кол Клеков и Мутур Утин… и так далее. Похоже, там не только русь со славянами смешалась, но и много иных племён.
Рюрик, судя по имени, – явный находник среди славян. Олег (Хельг) – тоже. Не столь ясно, почему Игоря нарекли Игорем: его имя – есть такое мнение – могло происходить как от скандинавского Ингвара, так и от славянского слова «игрь» (игра, забава, веселье). А своего сына Игорь и Ольга назвали совершенно по-славянски – Святослав. И после него имена русских князей имели в основном славянское происхождение.
Ну, а примерно с середины XI века варяги вообще перестали упоминаться в южно-русских летописях. Как отрезало! Куда они сгинули? Да никуда. Просто варягов – странствующих воинов, купцов, авантюристов – больше не было. Были русские, жившие в одной семье со славянами на всей огромной русской земле.
Тему завершит следующая статья: «Велики числом, задиристы и воинственны»
Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.
Автор не выпрашивает лайки, но будет им рад.