Найти в Дзене
Белый Волк

Куда пропали варяги? «А славянский народ и русский един»

Интересный вопрос: почему Киев называли «матерью городов русских», хотя были вокруг города и подревнее? А это с подачи Вещего Олега. Захватив приглянувшийся ему городок на берегу Днепра, князь решил в нём поселиться и заявил: «Да будет это мать городам русским». Разумеется, мать не по старшинству, а как новая столица.

Ещё интереснее, почему «городов русских», а не славянских? Ну, с Киевом всё ясно: там уже давно правили варяги Дир и Аскольд, не пережившие встречи со своим старым знакомцем Вещим. А как насчёт остальных?

А точно так же – не успели славяне призвать варягов, как те легко и непринуждённо смешались с высшими слоями местного общества. По словам Нестора-летописца, «Рюрик… стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома».

Кстати, в слове «находники» нет ничего негативного. Согласно толковому словарю Владимира Даля, это всего лишь «пришлецы, населенцы со стороны, припущеники, не старожилы».

"Заморские гости", как на картине Н. Рериха, или они были почти своими для славян?
"Заморские гости", как на картине Н. Рериха, или они были почти своими для славян?

И в самом скором времени стало не совсем понятно, где аборигены, а где находники. Автору «Повести временных лет», жившему позже описываемых им событий, уже пришлось уточнять: «Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене». В общем, бывшие словене, поляне, кривичи, радимичи, вятичи и даже меря с муромой как-то плавно превратились в русских. А что? В одном государстве жить стали, вот и имя общее приняли: «варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью».

Несомненно, процесс ассимиляции был взаимным, добровольным и несложным. Как уже упоминалось в нашей статье «Откуда пришёл Рюрик?», у пришлецов и местных уроженцев было много общего: язык, боги, обычаи. Вот что об этом сообщает летопись…

О языке: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне […] А язык был им общий – славянский».

Немудрено, что Олег без малейших затруднений вёл переговоры со славянскими князьями. А вот когда он затеял поход на Царьград, понадобились переводчики, поэтому он позвал с собой «тиверцев, известных как толмачи».

О богах: «Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота».

Как известно, Перуну и Волосу (Велесу) поклонялись и восточные славяне.

Об обычаях: «Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Славяне любили попариться с веничком. А варяги-русь? По всей вероятности, тоже любили. Как мы помним, второе посольство из Деревской земли княгиня Ольга мстительно спалила именно в бане, явно стоявшей не где-то на отшибе, а рядом с княжескими палатами: «Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню».

К слову, тризна, которую справляли и по Олегу, и по Игорю, – это древний славянский обряд.

На рисунке-реконструкции М. Горелика изображены викинг, варяг и русский. Попробуйте без пояснений понять, кто есть кто. Тем более, что варяг и русский - это в наших летописях практически синонимы.
На рисунке-реконструкции М. Горелика изображены викинг, варяг и русский. Попробуйте без пояснений понять, кто есть кто. Тем более, что варяг и русский - это в наших летописях практически синонимы.

Варяжские имена тоже начали исчезать, причём молниеносными, по историческим меркам, темпами. При Вещем Олеге мирный договор с греками «от народа русского» заключали послы, которых звали преимущественно на западный манер: Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид.

А вот среди послов, заключавших договор с византийцами при Игоре Старом, уже наблюдается, фигурально говоря, полный интернационал: Ивор и Вуефаст, Искусеви и Улеб, Шихберн Сфандр и Прастен Тудоров, Воист Войков и Шибрид Алдан, Кол Клеков и Мутур Утин… и так далее. Похоже, там не только русь со славянами смешалась, но и много иных племён.

Рюрик, судя по имени, – явный находник среди славян. Олег (Хельг) – тоже. Не столь ясно, почему Игоря нарекли Игорем: его имя – есть такое мнение – могло происходить как от скандинавского Ингвара, так и от славянского слова «игрь» (игра, забава, веселье). А своего сына Игорь и Ольга назвали совершенно по-славянски – Святослав. И после него имена русских князей имели в основном славянское происхождение.

Князь Святослав (картина В. Киреева) первым из Рюриковичей получил чисто славянское имя.
Князь Святослав (картина В. Киреева) первым из Рюриковичей получил чисто славянское имя.

Ну, а примерно с середины XI века варяги вообще перестали упоминаться в южно-русских летописях. Как отрезало! Куда они сгинули? Да никуда. Просто варягов – странствующих воинов, купцов, авантюристов – больше не было. Были русские, жившие в одной семье со славянами на всей огромной русской земле.

Тему завершит следующая статья: «Велики числом, задиристы и воинственны»

Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.

Автор не выпрашивает лайки, но будет им рад.