Ч.1 << Начало
Итак, я курсант Пермского высшего командно-инженерного училища.
Первые три года учёбы мы жили в казарме. Увольнения в город возможны только в выходные и праздники, и то не каждый раз. По графику. Все будние дни проходили одинаково: три пары занятий до обеда, после обеда три часа обязательной самостоятельной подготовки. Тут хочешь не хочешь, будешь учиться. Больше то особо и заняться нечем. Учись, не хочу.
Ну я и учился. Даже удовольствие получал, когда шёл на экзамен зная практически весь материал.
На четвёртом курсе все курсанты – пермяки и «женатики» жили вне стен училища, у себя дома. Но правда режим учёбы от этого не изменился. Те же пары и те же часы самоподготовки.
Второй семестр пятого курса начался с войсковой стажировки. Нашу учебную группу направили для прохождения войсковой стажировки в ракетную дивизию, расположенную на севере Тверской области, в 30км от г.Бологое.
Я попал проходить стажировку в 12-й полк, в группу пуска майора Тужикова А.В. Со мной вместе оказались ещё два курсанта: Тынянкин и Коля Смирнов.
Поселили нас в казарму вместе с солдатами, но правда в отдельном помещении. На приём пищи тоже ходили в солдатскую столовую. Хотя стажировались мы на офицерской должности: инженера группы пуска. Вместе с боевым расчётом пуска занимались в учебном классе – отрабатывали навыки пуска стратегических ракет, вместе с очередной дежурной сменой ездили в позиционный район полка, где несли боевое дежурство наравне с офицерами.
На командном пункте мне довелось нести дежурство вместе с заместителем командира полка по боевому управлению подполковником Бендой Александром Филипповичем. Харизматичный был офицер. В то время он уже заканчивал свою воинскую службу и готовился демобилизоваться в запас. И во время дежурства на боевом посту у него все разговоры сводились о свой жизни после увольнения из вооружённых сил, где он будет жить, чем заниматься. Помню его фразу: «Для меня за Волгой земли нет». Это значит, что он собирался поселиться жить исключительно в европейской части СССР, западнее р.Волга. Ещё мне запомнилось его обращения к солдатам. Он особо не заморачивался запоминанием фамилий солдат в полку, поэтому когда ему надо было позвать какого-нибудь солдата, то он выражался так: «Эй ты, х..й знает твою фамилию, иди сюда», или «Эй вы трое, идите оба ко мне». А ещё он очень любил учить нас курсантов уму-разуму. До сих пор помню как он в сердцах выражался, когда мы чего-нибудь не понимали: «Даже я уже понял пока вам объяснял, а вы всё никак.»
Стажировка закончилась. Впечатление осталось после неё двоякое. С одной стороны, комфортное общение с людьми, делающими настоящую мужскую работу, а с другой - серые будни в буквальном смысле (за месяц стажировки я не помню ни одного солнечного дня), серые стены казармы, столовой, штаба...
Если бы тогда у меня спросили, хотел бы я проходить в этой дивизии службу офицером, я бы наверное ответил отрицательно. Но, как говориться, человек предполагает, а Бог располагает.
Быстро пролетело оставшееся время учёбы. Настало время дипломного проектирования и государственных экзаменов.
Надо сказать, у меня был лучший результат на курсе по успеваемости, можно сказать идеальный. У меня не только не было четвёрок в дипломе, но и в зачётке стояли одни «отлично» или «зачтено».
Это обстоятельство давало мне шанс получить хорошее распределение.
Процесс формирования распределения начался задолго до выпускных экзаменов. Вначале среди всех выпускников провели письменный опрос где бы кто хотел служить. Я написал свои предпочтения в таком порядке: 1.НИИ-4; 2.Любой ВУЗ наших войск, кроме Пермского; 3.Дивизя ОС в европейской части СССР.
Но, как потом выяснилось, в НИИ-4 распределения с нашего курса вообще не было. Было два места в Рижское училище. На одно из них я, честно говоря, и рассчитывал.
И вот, настал момент, и меня вызывает на беседу о моём распределении начальник курса майор Драчёв Михаил Петрович.
Во время беседы, он мне говорит:
- Предлагаю Вам место в нашем училище на должность инженера учебно-технической базы.
- Вообще то я рассчитывал на место в Рижском училище, а в нашем мне не хотелось бы оставаться, - отвечаю я.
- В Рижское училище едет старший сержант Камышный, он тоже кандидат на окончание училище с золотой медалью, но у него есть преимущество перед Вами, он является командиром учебной группы, - сообщает мне начальник курса.
- Но там же два места, - не сдаюсь я.
- Да, два. Но мы не можем послать в одно место обоих наших медалистов. Поэтому Вас оставляем в нашем училище, – таков был вердикт начальника.
Для меня на тот момент такой вариант был крайне не желателен. Причин было несколько.
1.Экологическая обстановка в Перми к 80-м годам сложилась крайне неблагоприятная. Очень большое количество химических производств в городе и в окрестностях делали своё дело. Воздух и вода в р.Каме были отвратительными. В связи с этим была очень высокая детская заболеваемость.
2.Я недавно женился, а моя тёща не очень одобряла выбор своей дочери. Поэтому перспектива жить в одной квартире с человеком, который тебе не симпатизирует, меня никак не удовлетворяла.
И наконец, 3.Хотелось повидать новые места нашей необъятной страны. Больше всего хотелось поехать служить туда, где тепло. А это Украина.
Свои доводы я изложил майору Драчёву. На этом наша беседа и закончилась.
Наконец, настала пора выпускных экзаменов и защиты дипломов.
Государственные экзамены включали два предмета: научный коммунизм (куда ж без него) и боевое применение.
Экзамена я сдал вообще без каких-нибудь проблем. Получил свои законные ОТЛИЧНО.
Последним на очереди был диплом.
Диплом я писал по кафедре систем дистанционного управления, и защищал его там же.
В состав дипломной комиссии входили три человека, это майор Щекатуров Б.М., полковник Дубровский – начальник кафедры СДУ и капитан Мамай – преподаватель Ставропольского училища связи. Председателем комиссии был Щекатуров Борис Евгеньевич – старший инженер службы вооружения Бологовской дивизии, где я проходил войсковую стажировку.
Диплом я тоже защитил на отлично. А это значит, что золотая медаль у меня «в кармане».
И вот по окончании защиты, на кафедре СБУ появляется начальник курса майор Драчёв М.П. и обращается к майору Щекатурову Б.М. так, чтобы и я это слышал.
- Ну что, Борис Михайлович, возьмёшь Знаменского в свою дивизию?
Так моя судьба в одночасье была решена и я поехал служить в Бологое Калининской (ныне Тверской) области.
Уголок отдыха "Причал Надежды"
http://www.prichal-nad-seliger.ru