«Тинькофф Российская Премьер-Лига». Звучит? Пока из всего этого набора слов взгляд первым делом падает на вот это вот off. Такое впечатление, что этим самым off разум менеджеров РПЛ буквально отключили.
Всё дело в сумме. Стоимость контракта – 300 миллионов рублей. Чтобы оценить масштаб трагедии, нужно эту цифру с чем-то сравнить. Например, с годовой зарплатой Малкома. В итоге получается, что «Тинькофф Банк» заплатит РПЛ за опцию титульного спонсора лиги почти в полтора-два раза меньше, чем «Зенит» заплатит одному-единственному Малкому за тот же год. Адекватно ли это? Больше похоже на скандал.
Переломанный Чорлука в «Локомотиве» за год получает почти столько же, сколько РПЛ получит от «Тинькофф Банка». Вот только фамилия хорвата не значится в названии клуба. И кроме Чорлуки «Локомотив» платит зарплату еще 20 футболистам. Получается, РПЛ продался с потрохами за те же деньги, которые отдельный клуб платит одному из своих 20 футболистов. «Курам на смех» - так можно оценить финансовый аспект соглашения лиги с «Тинькофф Банком».
Можно еще обратить внимание на таблицу распределения доходов лиги. Например, третья команда чемпионата получит 10% от суммы с НДС. В нашем случае – это примерно 25 миллионов от контракта с «Тинькофф Банком». А вот клуб, занявший 10 место, получит в районе 11,5 миллионов. Что такое 11,5 миллионов для клуба РПЛ? Можно для понимания привести такой пример: слетать на выездную игру РПЛ на чартере обходится клубу примерно в 4 миллиона. Получается, клуб-середняк, занявший десятое место, на деньги от титульного спонсора сможет оплатить перелет на три выездных матча. Не густо. А если быть честными, то просто стыдно.
Когда в 2018 году лига провела ребрендинг, вечный и безальтернативный президент РПЛ Сергей Прядкин выразил очень разумную мысль: «Могу честно сказать – пока титульного спонсора не будет. Команда, которая занимается развитием лиги и реализацией маркетинговых прав, выступает за то, чтобы уйти от одного титульного спонсора к нескольким крупным партнерам, которые бы на равных правах участвовали в спонсировании чемпионата. Но если мы найдем партнера с очень серьезным предложением, мы готовы дать ему титульные права и переименовать чемпионат».
С тех пор прошло полтора года. Команда, занимающаяся реализацией маркетинговых прав, поработала настолько круто, что «очень серьезным предложением» стали 300 миллионов рублей, эквивалентные заработку одного добротного футболиста лиги. Для сравнения: английская Премьер-Лига еще несколько лет назад получала от титульного спонсора 46 миллионов евро в год, испанская Ла Лига – 20 млн, итальянская Серия А – 15 млн. Российская же Премьер-Лига на фоне «иностранных партнеров» получит от «Тинькофф Банка» свои кровные 4,3 миллиона евро. В Англии, кстати, от титульного спонсора отказались. Лига решила, что данная опция тормозит скорость выхода бренда на мировой рынок. И мы сейчас видим, что решение оказалось оправданным. АПЛ – везде. И без титульного спонсора. Он тормозил восприятие названия Лиги за пределами страны.
Есть ещё один важный момент. У многих клубов РПЛ подписаны спонсорские контракты с банками. У отдельных клубов контракты с банками являются системообразующими. "Динамо" и ВТБ, ЦСКА и ВЭБ, «Спартак» и «Открытие», «Зенит» и «Газпром Банк», «Урал» и «СКБ Банк», «Рубин» и банк «Ак Барс», «Ахмат» и «Московский индустриальный банк», «Краснодар» и «Уралсиб». Кроме того, вспоминаем и про нейминг стадионов. «Открытие Арена», «ВЭБ Арена», «ВТБ Арена», «СКБ Банк Арена», где до недавних пор играл «Урал».
Как вы думаете, представители всех вышеперечисленных банков при продлении контрактов с клубами пойдут на улучшение условий, учитывая, что Лига теперь будет носить название «Тинькофф»? Комментаторы ТВ-трансляцию будут начинать теперь так: «На поле «ВТБ Арены» в рамках очередного тура «Тинькофф Российской Премьер-Лиги» выходят… А теперь поставьте себя на месте владельцев ВТБ. Понравится им такой расклад, учитывая те суммы, которые банк вкладывает в клуб?
В целом, если бы не сумма контракта, эта коллаборация может быть выгодна РПЛ. Мы же знаем, что с точки зрения агрессивного маркетинга «Тинькофф Банк» - один из лидеров на российском глобальном рынке. Более того, через популярное приложение банка есть возможность продавать билеты на матчи РПЛ, создать совершенно уникальную систему скидок и других выгодных предложений для любителей футбола, которых в стране миллионы. В направлении совместной диджитализации есть огромные перспективы. Но продаваться за три копейки в условиях тотальной государственной поддержки и при наличии тех самых государственных рычагов – это приговор для существующей системы координат в РПЛ.
И мне, кстати, плевать на нелицеприятные высказывания Олега Тинькова в адрес российского футбола. Тиньков – фанат велоспорта. А в нашей стране представители любого олимпийского вида спорта всегда будут смотреть на футбол и футболистов с легкой степенью ненависти. В первую очередь из-за финансовых возможностях и той самой господдержки.
Я сам не бизнесмен. И не очень круто разбираюсь в бизнес-процессах. Но по этой части я полностью доверяю мнению Евгения Черняка, которого считаю самым крутым бизнесменом постсоветского пространства. Так вот Черняк в рамках своих выступлений регулярно восхищается Олегом Тиньковым и Михаилом Фридманом, называя их гениями. Склонен верить. Тем более, что Тиньков на примере кейса с РПЛ в очередной раз доказал свою гениальность. Выделил на пиар своего банка 10 миллиардов, после чего всего на 3% от этой суммы купил нейминг главной футбольной лиги страны с ее многомиллионной аудиторией по всей стране. Красиво для Тинькова. И печально для РПЛ. Off РПЛ. Тинькофф.