Найти в Дзене
А.И. Алёхин

Сретение. праздник и его отражения

Младенец Иисус после своего рождения на восьмой день был обрезан в знак завета Бога с Авраамом (католики отмечают этот день 1 января, православные - 14-го, светские люди как Старый Новый год). А на 40-й день он был принесён во храм. Храм тогда в Иудее был единственный, тот самый, который Соломон построил в Иерусалиме.Значит, младенца принесли в Иерусалим.

Сретение Господне. https://mepar.ru/upload/iblock/909/53831.jpg
Сретение Господне. https://mepar.ru/upload/iblock/909/53831.jpg

Я всё пытался понять, почему святое семейство, бежавшее из Вифлеема в Египет, вдруг направилось прямо в противоположную сторону - в Иерусалим. Потом понял. Волхвы, которых вела звезда к месту и времени рождения Иисуса, передвигались достаточно медленно: торжественный поход царского обоза - дело неспешное. Резиденция Царя Ирода в столице Иудеи, В Иерусалиме. Значит, прошло ещё не меньше месяца с момента их расставания с Иродом до прибытия в Вифлеем и до Рождества. Ещё столько же на ожидаемое их возвращение. Ещё какое-то время на ожидание запоздавших. В общем, когда Ирод начинает возмущаться обманувшими его волхвами и посылает карательную экспедицию, проходит уже почти год от Рождества (не случайно Ирод приказывает уничтожать младенцев до двух лет). За это время Святое семейство могло и в Иерусалиме побывать и до Египта добраться.

В храме их встретил Симеон-богоприимец. В Евангелии от Луки о нём сказано мало, но существует несколько апокрифических источников, рассказывающих разные предыстории этого персонажа. Они по разному объясняют, почему ему было предсказано, что он не умрёт, пока не увидит Сына, рождённого Девой. И он живёт уже очень-очень долго и не умирает. Симеон прислуживает в храме, помогает пришедшим туда, в том числе и молодой матери с младенцем на руках, пришедшей, чтобы по долгу принести жертву за младенца мужского пола. И чтобы освободить ей руки он принимает у неё младенца. В этот момент к нему приходит понимание происходящего и он произносит: "Ныне отпущаеши раба Твоего. Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое..." Слова эти позднее станут молитвой, дважды исполняемой в богослужении. А само это событие станет одним из двунадесяти главных христианских праздников. Оно так и называется - Встреча (по гречески - Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου). Древнерусское "встретение" в церковных чтениях сохранило свою торжественную длительность, но со временем освободилось от "спотыкания" на четырёх согласных, убрав В иТ. В быту же слово "встретение" просто укоротилось: встреть-а - встреча (с последующим смягчением Т ).

Икон, отражающих это событие великое множество. Второй ряд иконостаса - праздничный чин, изображение 12-ти главнейших праздников.

Сретение. Мастерская Андрея Рублёва. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1808252/45b2dd5e-b50b-4c77-a0ba-5d974b8dd09a/s1200
Сретение. Мастерская Андрея Рублёва. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1808252/45b2dd5e-b50b-4c77-a0ba-5d974b8dd09a/s1200

В западно-европейской живописи это сюжет привлекал многих живописцев и психологической напряжённостью четырёх главных фигур: Иосифа, охраняющего Марию и младенца, Марии, впервые появляющейся в храме в качестве матери, Симеона, для которого это завершение долгого ожидания и жизненного пути, и пророчицы Анны, провидящей судьбу младенца. Отсюда разнообразие походов в композиционных решениях. Джованни Беллини изображает торжественный АКТ ПЕРЕДАЧИ

Дж. Беллини. Принесение во храм. 1460. Венеция.
Дж. Беллини. Принесение во храм. 1460. Венеция.

Юный Андреа Мантенья воспроизводит композицию своего шурина, но вносит в неё угрюмую суровость. При этом помещает в картине свой автопортрет (крайний справа) и портрет своей жены Николозии Беллини (крайняя слева).

Мантенья А. Принесение во храм, 1466
Мантенья А. Принесение во храм, 1466

У Симона Вуэ все фигуры (Симеон, Мария, Анна, другие посетители храма) устремлены к единому центру, к младенцу, что создаёт особую динамичность события.

Симон Вуэ. Принесение во храм.1504. Лувр.  https://servi.org/wp-content/uploads/2018/07/HXUeZ-presentation-CROPPED.jpg
Симон Вуэ. Принесение во храм.1504. Лувр. https://servi.org/wp-content/uploads/2018/07/HXUeZ-presentation-CROPPED.jpg

А Филипп де Шампань заставляет Симеона выносить младенца на авансцену. Я не оговорился: есть у него некоторая театральность, посмотрите, с каким щегольством он выписывает тени от сандалий на ступеньках лестницы. Для живописи барокко такие избыточные эффекты весьма характерны.

Ф. де Шампань. Принесение во храм. 1648. Брюссель. https://i.pinimg.com/736x/9f/28/52/9f285220d4419fcb552d9beae9e0b1e6.jpg
Ф. де Шампань. Принесение во храм. 1648. Брюссель. https://i.pinimg.com/736x/9f/28/52/9f285220d4419fcb552d9beae9e0b1e6.jpg

Рембрандт, как обычно, уводит в тень всё второстепенное, высвечивая лица главных персонажей. И с этой точки зрения интересно, как он выстраивает здесь значимость персонажей. Младенец Иисус, старец Симеон, пророчица Анна, Мария. И уже совершенно в тени, спиной к зрителю - Иосиф.

Рембрандт. Анна и Симеон в храме. 1627-8. Гамбург. Кунстхалле. https://gallerix.ru/pic/R/982007568/37228787.jpeg
Рембрандт. Анна и Симеон в храме. 1627-8. Гамбург. Кунстхалле. https://gallerix.ru/pic/R/982007568/37228787.jpeg

Иначе построена его картина из Гааги. Свет, идущий со стороны зрителя, частично захватывает спину Симеона и собирается сиянием вокруг святого семейства. И даже божий храм нависает, как часть земной тьмы, над этим светлым пятном.

Рембрандт. Принесение в храм. 1669.Гаага.  https://i.pinimg.com/originals/54/80/60/548060c08b7c6698eadb42e1beac75ab.jpg
Рембрандт. Принесение в храм. 1669.Гаага. https://i.pinimg.com/originals/54/80/60/548060c08b7c6698eadb42e1beac75ab.jpg

Сретение - один из самых светлых праздников. К сожалению унас он всегда сопровождается понижением температуры. сретенскими морозами, идущими вслед за рождественскими и крещенскими.