Найти тему
Euro Welder

Сварные швы "Иосифа Сталина" (ИС-2) | Обзор элементов корпуса и сварки

Не пропускайте интересный контент!
Не пропускайте интересный контент!

Хотел бы познакомить Вас с ветераном Второй Мировой войны, который стоит как памятник воинам Красной Армии в местечке Буйничи, под Могилёвом. Осматривая эту стальную машину, которой дали имя "вождя народов", я обращал внимание в большей степени на сварку и некоторые отдельные элементы корпуса. В этой статье поделюсь с Вами фото и некоторыми интересными фактами.

Тяжёлый танк ИС-2 по мощности вооружения и броневой защите не имел себе равных за всю историю Второй Мировой войны.
________________
По некоторым источникам, танкистам вермахта, в ряде сохранившихся документов, предписывалось не вступать в отрытый бой с советскими ИС-2. Рекомендовалось вести огонь по этим танкам из укрытия, а также в бортовую или кормовую части корпуса.
  • Снаряд, выпущенный на испытаниях из 122-мм пушки "Иосифа Сталина", которая самая первая из советских танков получила дульный тормоз, вторым попаданием с расстояния 2500 метров не только пробил кормовую часть башни "Пантеры", но и сместил её на значительную долю. Толщину листа лобовой части корпуса ИС-2 в 120 мм, "Королевский Тигр" мог пробить лишь с расстояния 400 м. Кроме того, новые танки ИС-2 имели превосходство в манёвренности над немецкими танками, которые боялись грязи.

С 1943 года началось серийное изготовление этих машин, однако спешная работа над созданием этих танков приводила к различным дефектам и множеству рекламаций из фронта.

Одним из дефектов были трещины литой брони, которые появлялись по различным причинам: при неправильной установке, при газовой резке, сварке, а также по другим параметрам.
Одним из дефектов были трещины литой брони, которые появлялись по различным причинам: при неправильной установке, при газовой резке, сварке, а также по другим параметрам.
Как видно из старых военных кадров - похожая проблема с трещинами на литой башне.
Как видно из старых военных кадров - похожая проблема с трещинами на литой башне.

Трещины, если они появлялись до "приёмки" заваривались силами сварщиков выпускаемого завода. Всё, что появлялась позже приходилось устранять с помощью сварщиков ремонтных бригад уже на фронте.

Кроме того часто лопались сварные швы из-за низкого качества проведения сварочных работ и нехватки квалифицированных специалистов-сварщиков.

Такие трещины я нашёл и на танке ИС-2 в Буйничах.
Такие трещины я нашёл и на танке ИС-2 в Буйничах.
Трещина  на соединении броневых листов верхней части башни.
Трещина на соединении броневых листов верхней части башни.

Причинами таких трещин зачастую были две ошибки сварщиков:

  • Недостаточный провар (как на фото выше);
  • Пережёг металла (завышенная сила тока, при которой шов получал подрезы по краям, которые приводили к трещине);
Как видно швы даже не проходили никакой, даже визуальный контроль. Многие швы покрашены вместе со шлаком.
Как видно швы даже не проходили никакой, даже визуальный контроль. Многие швы покрашены вместе со шлаком.
Грубые элементы газовой резки.
Грубые элементы газовой резки.
На этом фото как раз видна заваренная трещина, полученная при газовой резке выпирающих частей брони.
На этом фото как раз видна заваренная трещина, полученная при газовой резке выпирающих частей брони.

Сварка на то время уже велась довольно качественным оборудованием, во всю пользовались инновационными электродами УОНИИ-13, а также автоматической сваркой под флюсом (только лишь некоторых частей корпуса - днище, борта). Однако условия (недостаточная освещённость, спешка), которые были созданы на производстве не давали качественно выполнять работу.

Кроме сварки проблемы имелись практически во всех узлах, а в особенности двигателей танков.

Частые рекламации из фронта приводили к плачевным последствиям для большинства руководителей заводов. Многие из них отправлены на фронт или трудовые лагеря.

Красная Армия в то время действительно брала количеством, а не качеством...

Предлагаю прочесть также: