Сейчас это сложно представить, но ещё в конце 19-го века, Великобритания считалась глубокой музыкальной провинцией Европы, а сами англичане высмеивались соседями, (особенно злорадствовали немцы), за органическую неспособность к сочинению музыки. Так, например, немецкий писатель Оскар Адольф Герман Шмитц свою книгу записок об Англии, написанную в 1904 году, назвал "Земля без музыки" . Вот, что в частности он писал в ней:
Я нашел то, что что отличает англичан от всех других до поистине удивительной степени; то, отсутствие чего общепризнанно и потому не ново, но ему почему то не уделяется достаточного внимания . Англичане - единственная культура , лишенная собственной музыки (не считая уличной). Это не значит, что у них менее острый слух, однако их жизнь безусловно беднее нашей. Ведь погружаться в музыку, даже немного означает возможность утратить себя..
Все чем располагали англичане, чтобы ответить на эти насмешки, был Генри Пёрселл (1659-1695), безусловно, выдающийся английский композитор, но до появления Бенджамена Бритттена и Пола Маккартни - практически единственный, о котором знали за пределами Англии.
Когда в середине двадцатого века началась ревизия классического наследия, и на смену романтизму 19-го века неожиданно вернулась мода на музыку барокко, у англичан начался настоящий культ Перселла, а отдельные представители британской музыкальной общественности даже провозгласили, что Генри Пёрселл более велик чем Иоганн Себастьян Бах.
Однако, музыкальный мир и слушатели не готовы были присоединяться к британцам и ставить знак равенства между Бахом и Перселлом, хотя бы по той причине, что популярных вещей у Баха было несравненно больше, и даже самым далёким от музыки людям были знакомы мелодии вступления из Фуги Ре-Минор или "Шутки" из Сюиты N2 си-минор.
Неожиданный вклад в популяризацию творческого наследия английского композитора внёс вовсе даже не классический исполнитель Клаус Номи (Klaus Nomi)- (настоящее имя Клаус Шпербер). По иронии судьбы- этнический немец.
Клаус родился в Германии и перебрался в Соединённые Штаты, в Нью-Йорк, где получил известность как клубный артист синтетического жанра. Номи не имел настоящего музыкального образования, но всю жизнь стремился быть там где музыка - например, в 60-х годах у него был в жизни период, когда он работал в Немецкой опере в Западном Берлине в обслуживающей бригаде. Номи в свободное брал уроки вокала, и пел в довольно редком в те времена диапазоне контратенора и альта. Необычная манера исполнения и имидж Клауса Номи привлекли к нему внимание известных музыкантов, в частности Дэвида Боуи( David Bowie), которые помогли ему пробиться на телевидение и в звукозаписывающие лейблы. К сожалению, Клаус Номи не успел как следует воспользоваться выпавшими на его долю успехом и популярностью. Буквально через полтора года после того, как он стал широко известен, певец умер от СПИДа в 1983 году, став одной из первых жертв этой страшной болезни в кругу нью-йоркской богемы.
В своем первом альбоме" Klaus Nomi" 1981 года, певец записал, в том числе композицию "Cold Song" авторства Генри Перселла, которая стала культовой после выхода альбома.
Ария была взята Клаусом из семи-оперы Перселла "Король Артур" 1691 года. (Семи-опера -это характерный для английского музыкального театра XVII века жанр, в котором разговорные диалоги сочетаются с музыкой и танцем.) В оригинале у этой арии нет названия, и до исполнения ее Клаусом Номи она была известна как Ария Гения Холода или просто по первым строкам ее слов " What power art thou..".
Ария не имеет непосредственного отношения к сюжету семи-оперы, а исполняется в аллегорической сцене, которая является героям в магических видениях, и в либретто называется Морозная Сцена (Frost Scene). В ней Купидон будит Гения Холода (Деда Мороза по-нашему) что бы убедить его признать силу Любви.
Гений Холода недовольно пробуждается от сна и исполняет арию, смысл которой таков:
"Что за сила заставляет меня медленно
и против воли подняться с постели из вечного снега?
Ты же не такой окоченевший и невозможно старый, чтобы
выдержать этот мучительный холод.
Можно я не буду торопиться и переведу дыхание?
Позволь, позволь мне снова замёрзнуть до смерти..."
Новаторство Клауса Номи заключалось в том, что он исполнил произведение, которое было написано не для контратенора или сопрано, а ...для баса. Причем непосредственно в сценической постановке такую замену произвести нельзя, потому что дальше по действию идут дуэты, где должны на контрасте звучать именно бас и сопрано.
А для концертного исполнения - ну почему бы и нет.
Эта оригинальная идея настолько всем понравилась, что арию включили в свой концертный репертуар не только контратеноры, но и женщины-сопрано. Вот, например один из лучших вариантов исполнений этого произведения от Андреаса Шоля (Andreas Sholl).
Я знаю некоторое количество любителей, которые предпочитают исполнение этого произведения исключительно высокими голосами. По их мнению, не все басы достаточно хорошо подготовлены для исполнения барочной музыки, и большинство из них не могут достойно передать весь драматизм арии, тогда как контратеноры исполняют преимущественно барочную музыку, и , как правило, более технично и эмоционально справляются с партией.
В чем-то с этим мнением можно согласиться - действительно, не всем басам удается исполнить "Cold Song", так как она того заслуживает. Но зато при правильном ее исполнении ария приобретает такую мрачную мощь, что ее холод просто пробирает слушателей до костей.
Вот пример, на мой взгляд, такого правильного исполнения. Хотя тут тоже не бас, а бас-баритон. Финну Юхе Петери Саломаа (Juha Petteri Salomaa) великолепно удается совмещать лед и пламя в своем голосе.
В 2007 году небольшая творческая группа Petit Opera (Маленькая Опера) представила "Короля Артура" на московской сцене. В сети сохранилась ария Гения Холода и в исполнении баса Кирилла Лебедева. Получилось очень достойно. Лебедев правда совсем не похож на сурового старика из оперы, но девушкам это должно понравится. ( К сожалению, через несколько месяцев после публикации этой статьи, запись с Ютуба исчезла. Не знаю, чья жизнь от этого улучшилась, но в последнее время это просто какая то напасть - исчезновение из публичного доступа записей, которые находились в нем годами. Других следов этого выступления мне найти не удалось, даже фотографий. Очень жаль . Это действительно было шикарное исполнение и очень досадно, что певец с таким талантом да еще и с очень фактурной внешностью абсолютно исчез с музыкальных радаров.)
Верным признаком того, что классическое произведение стало меметичным является его исполнение в жанрах и стилях далёких от оригинального. С арией "Cold Song" это тоже произошло-вот пример ее исполнения Стингом (Sting) .
А что же с соревнованием Перселла и Баха? Пока, как это не обидно для англичан, Бах все ещё значительно опережает конкурента. Но учитывая, что мода на барочную музыку и не собирается заканчиваться, а у конкурентов времени много; они уже никуда не торопятся и играют в долгую, то как знать, может быть наши потомки будут угадывать Перселла с трех нот, а Иоганну Себастьяну придется подвинуться.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии. Также на моем канале вы можете прочитать :