Найти в Дзене
Лика ШиК

26. А. А. Перовский, К. П. Брюллов и декабристы. Какая связь?

Автор "Записки об образовании", поданной Императору Николаю 20 апреля 1826 года — Алексей Алексеевич Пе­ровский (1787—1836) — старший из незаконнорожденных детей графа Алексея Кирилловича Разумовского. Он полу­чил настолько глубокое и всестороннее домашнее образование, что в 1805 году, поступив в Московский университет, в 1807 году успешно его закончил, пройдя за два года весь курс. Ему присудили степень доктора философских и словесных наук за три разные лекции на естественнонаучные темы, прочитанные на немецком, французском и русском языках. В течение пяти лет он служил в различных департаментах, а в 1811 году организовал при Московском уни­верситете Общество любителей российской словесности (1811—1830). Общество издавало свои сборники по литературе и фольклору, принимало участие в организации литера­турно-музыкальных вечеров и популярных лекций.

В Отечественную войну 1812 года Алексей Перовский, находясь в действующей армии, проявил большую храбрость в боях под Дрезденом и при Кульме, был награждён. Впоследствии его назначили старшим адъютантом при князе Н. Г. Репнине, генерал-губернаторе Королевства Саксон­ского, и около двух лет он прожил в Дрездене. По возвращении в Россию Алексей Перовский служил несколько лет чиновником особых поручений при Департаменте духовных дел иностранных вероисповеданий. В 1820 году его избрали членом Вольного общества любителей российской словесно­сти (1818-1825), объединившего в своих рядах многих буду­щих мятежников: Ф. Н. Глинку, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера и других.

Брюллов К.. Портрет гр. Алексея Алексеевича Перовского ( писателя Антона Погорельского ). 1836.
Брюллов К.. Портрет гр. Алексея Алексеевича Перовского ( писателя Антона Погорельского ). 1836.

В мартовском номере журнала А. Ф. Воейкова "Новости литературы" за 1825 год была напечатана фантастическая повесть Антона Погорельского (литературный псевдоним Алексея Перовского) "Лафертовская маковница". Алек­сандр Сергеевич Пушкин писал по этому поводу брату Льву: "Душа моя, что за прелесть "Бабушкин Кот"! я перечёл два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалелеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повёртывая голову и выгибая спи­ну. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?" (Пушкин А. С. Собр. соч. в 10 томах. — М., 1977. Т. 9. С. 137).

Алексей Алексеевич — личность яркая: герой войны 1812 года, разносторонне образованный, владеющий не­сколькими языками; в кругу его друзей и знакомых были Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуков­ский, Пётр Андреевич Вяземский, Карл Павлович Брюллов и многие другие деятели русского искусства того времени.

Перовского заботили люди талантливые и ранимые. Один из величайших живописцев России Карл Брюллов мало работал. Перовский превратил свою квартиру в мастерскую художника, пригласил Брюллова в гости и запер у себя. Пушкин писал об этом из Москвы жене: "Здесь Перовский его было заполонил; перевёз к себе, запер под ключ и заставил работать. Брюллов насилу от него удрал" ( Пушкин А. С. Собр. соч. в 10 тт. Т. 10. 708 Н. Н. Пушкиной, 4 мая 1836 г.).

Карл Брюллов. Автопортрет. 1848
Карл Брюллов. Автопортрет. 1848

Но у Алексея Алексеевича Перовского есть ещё одна очень большая заслуга перед русской литературой. Он, Пе­ровский, отказавшись от личной жизни, стал воспитателем своего родного племянника — Алексея Константиновича Толстого, выдающегося русского поэта, драматурга и писателя.

В 1825 году Алексей Перовский являлся попечителем Харьковского университета, и ему, так же как другим, поручили рассмотреть вопрос об образовании в России.

Надо сказать, что в конце XVIII и в начале XIX века воспитание и образование были преимущественно домашними. Не все дворянские семьи могли себе позволить при­гласить хороших педагогов. Если в крупных городах этот вопрос ещё решался с помощью суммы гонорара за уроки, то в глубинке бескрайней России не всегда можно было найти образованного человека. Поэтому часто учили те, кто оказывался под рукой. Конечно, в богатых аристократических семьях, которые имели возможность приглашать опытных и прославленных преподавателей, уровень знаний был высоким. Часто для продолжения образования дети таких семейств уезжали учиться и за границу. Боль­шинство же дворянских отпрысков зачастую знали только основы элементарной грамотности и, в лучшем случае, иностранный язык, чаще всего французский. (Известен случай, когда два генерала — одним из которых был Милорадович — говорили между собой. Француза, присутствовавшего при их беседе, царь спросил: "О чём они говорят?" Последовал ответ иностранца: "Извините, Государь, но я ничего не понял, так как они говорят по-французски".)

С появлением Александра I на престоле российское образование начало приходить в некоторый порядок: было создано Министерство народного просвещения, открывались уни­верситеты, институты. Но это дало и новые осложнения. Вот как об этом писал Алексей Перовский в поданной царю Николаю записке "О народном просвещении в России" (Русская старина. 1901.V. С.363-366).:

"Восшествие на престол покойного Императора состав­ляет совершенно новую эпоху в просвещении нашего оте­чества. Пламенная душа юного монарха восхотела, чтобы степень просвещения народов, подвластных его скипетру, соответствовала могуществу оного и в короткое время самодержавная воля воздвигла и образовала училища и уни­верситеты во всех концах Империи. Назначены для сих за­ведений суммы, призваны иностранные профессора и наставники, и молодые люди, родители которых спешили воспользоваться привилегиями, Государем дарованными, отовсюду стекались в сии училища"

До этого момента всё хорошо, всё так, как и должно быть. Но читаем дальше:

"Началось производство в учёные степени, открылась щедрая раздача дипломов: кандидатам, магистрам и док­торам, загремели похвальные речи, в которых прославлялось быстрое возвышение просвещения, и наружный блеск подал повод к ложному мнению, будто бы в самом деле Россия просвещается. Но при новом образовании учебной части, упущены были из виду два коренные и ничем не опровергаемые правила:

1) Что истинное просвещение (я разумею такое, которое клонилось бы к благоденствию народа, ещё мало образованного) не состоит в количестве умствователей и полу­учёных писателей;

2) Что система народного просвещения необходимо должна быть применена в системе правительства и что те же самые правила, которые могут возвысить одно государство, служат к потрясению другого, на иных основах утверждённого.

По мнению моему, цель учебных заведений России, относительно просвещения народного, главнейше должна со­стоять в распространении познаний, на положительных и точных науках основанных. Мы имеем нужду в медиках, химиках, технологах; но весьма сомнительно, чтобы появление в отечестве нашем русских Кантов и Фихте принесло оному какую-либо пользу. Отвлечённые науки, как напри­мер, метафизика и другие, принадлежат, так сказать, к рос­коши ума человеческого; а роскошь сия, не ограниченная пределами умеренности и не приспособленная к нуждам на­рода ещё юного, не может быть не вредна для оного".

Алексей Перовский видел пороки русского просвещения и в таком положении:

"Некоторые из привилегий, дарованных университетам, по моему мнению, также не только бесполезны для распро­странения отечественного просвещения, но могут даже на­нести существенный вред. В иностранных государствах степень магистра, доктора и тому подобное суть не что иное, как учёные титла, не дающие особенных прав и потому ни­какого влияния на дух и характер народный не имеющие; у нас же с сими степенями соединяются вместе и чины; а что всего важнее, некоторым из них присвоено даже дворянское достоинство. Итак дарование потомственного дворянства, — сие важное право, которое в целом свете государи предоставляют собственно себе, зависит у нас от частных лиц! [...] Молодой человек, выпущенный из пансиона титулярным советником или получивший в университете степень доктора, дающую ему чин коллежского асессора и с тем вместе потомственное дворянство, не приписывает сей милости Щедротам Государя, но мнимым заслугам своим. [...]"

Наконец, беда российского просвещения, по Перовскому, — отсутствие телесных наказаний в низшем учебном звене:

"Столь же вредное на юношество влияние должно иметь принятое в учебных заведениях наших правило, высочайшею волею утверждённое, которое возбраняет телес­ные наказания в училищах. Не будучи защитником методы прежних времён, когда строгие телесные наказания считались необходимым основанием воспитания, я не могу одна­ко же одобрить такое правило, которое отвергнуто даже в Англии. Дитя, ведающее, что наставник ни в каком случае не смеет его наказать, приобвыкает к духу непокорности, с летами постепенно возрастающему. Он мечтает о правах своих, преждевременно почитает себя зрелым человеком и таким образом приучается судить и рядить о предметах, далеко превышающих слабые его понятия".

И как вывод из всего изложенного: "Самонадеянность сия доводит молодого человека до того, что в 18-ть или 20-ть лет он считает себя в силах помышлять о преобразовании государства и в праве действовать сообразно своим предположениям ".

Так, или почти так, получилось в декабре 1825 года.