Демографический фактор всегда играл ключевую роль в развитии человечества. Сложно представить, что технологии, наука и культура могли достигнуть современных высот, если бы численность людей стабильно составляла, скажем, всего несколько десятков миллионов. Этого вполне хватило бы для комфортного выживания и существования нас как вида, но темпы развития цивилизации были бы крайне и крайне медленными (по текущим меркам). Вероятно, мы до сих пор бы жили в каменном веке, промышляя охотой и собирательством.
Даже сегодня процветающие, но небольшие страны весьма ограничены в своем макро потенциале. Условная Швеция в одиночку не в состоянии посылать зонды для изучения Солнечной системы, сконструировать коллайдер элементарных частиц или построить установку для термоядерного синтеза. Такие государства могут быть очень успешны в ограниченных областях, но любой по-настоящему прорывный проект будет для них практически неосуществим из-за необходимости привлечь гигантские материальные и людские ресурсы, которых у них просто нет. Простая и циничная арифметика говорит о том, что чем больше населения, тем больше родится гениев, выдающихся спортсменов, деятелей культуры и искусства и, что особенно важно, мощнее будет экономика, готовая предложить им ресурсы для реализации талантов и воплощения в жизнь новых идей.
Однако в предыдущей статье на примере ряда азиатских стран мы убедились, что над человечеством все больше нависает угроза постепенного вымирания. Не от смертельного вируса или столкновения планеты с крупным космическим телом, а естественным путем. Данная тенденция в корне отличается от известных моделей популяционного роста. Ведь при благоприятных условиях биологическому виду свойственно увеличивать свою численность. Так в чем причина? Может, текущие условия и не столь благоприятны, как кажутся?
Сразу следует отметить, что нижеизложенное в первую очередь будет касаться развитых и наиболее благополучных из развивающихся стран. Хотя общий тренд характерен даже для Африки, но с большим временным лагом.
Итак, факторы, ведущие к депопуляции (т.е. сокращению рождаемости до <2,1 ребенка на женщину) коренного населения большинства стран Северного полушария (а также Австралии, Новой Зеландии и даже Бразилии) за вычетом части Африки и Азии можно разделить на две категории: биологические и социальные.
Начнем с биологических факторов - они просты в констатации, но неоднозначны в трактовках своей природы. Так, всё больше пар испытывают проблемы с зачатием. Это связано, например, с быстрым уменьшением числа активных сперматозоидов у мужчин. За последние 40 лет их число уменьшилось на 53% у мужчин из Северной Америки, Европы и Австралии. Ученые пока не могут установить точную причину, но консенсус гласит, что виноват комплекс факторов – сидячий образ жизни, высококалорийная диета, возможно, “замусоривание” организма частицами микро пластика (это не доказано) и даже вездесущее сегодня электромагнитное излучение. Скученность популяции ведет также к распространению различных вирусных инфекций, которые могут затруднить наступление или течение беременности у женщин.
Постепенный рост среднего размера младенца приводит (хотя это пока и не главная причина) к неуклонно растущему количеству кесаревых сечений – физиология матки и тазовых костей современных женщин начинает отставать от эволюционной акселерации плода. В некоторых странах доля родов путем кесарева сечения уже превысила 50% (Бразилия, Турция и др.). Ряд ученых высказывают опасение, что в будущем естественное деторождение для большинства станет невозможным и человечество сядет на иглу хирургического вмешательства.
Об этом не принято говорить, но серьезным фактором, снижающим процент людей, потенциально способных оставить здоровое потомство, также является высокий уровень медицины. В развитых странах младенческая и детская смертность сведены к минимуму. Достижения науки позволяют дарить жизнь тем, кто еще век назад, не говоря уже о древности, не имел бы шансов выжить изначально. Врожденные дефекты, болезни, аномалии и патологии развития – все это теперь может не вести к смерти, но препятствовать появлению в будущем собственных детей или, что еще хуже, закреплению негативных генетических признаков в популяции.
С гуманистических позиций прекращение естественного отбора можно рассматривать, как достижение технологической цивилизации. Но с биологической точки зрения на общую жизнеспособность вида, искусственная остановка отбора выглядит сомнительным достижением.
Итак, мы рассмотрели ряд биологических факторов, которые могут вносить определенный вклад в современный тренд снижения рождаемости. Они, безусловно, имеют место быть, но пока их роль все же не столь велика. Гораздо более мощным представляется влияние, которое оказывают на воспроизводство населения различные социальные аспекты и поведенческие стратегии, преобладающие в человеческом обществе XXI века. Их комплекс мы попробуем разобрать в следующей части и выяснить, чего будет стоить повернуть процесс депопуляции вспять в современном мире и осуществимо ли это.