57 подписчиков

Римский миф: откуда взялись римляне?

272 прочитали

Рим – наследник Трои. Эней – предок Ромула и Рема. Римские императоры – наследники Венеры. Что такое «римский миф»? Откуда он взялся и почему? И какую роль здесь сыграл Вергилий?

После затяжных гражданских войн I века до н.э. в Риме, связанных с убийством Гая Юлия Цезаря, к власти приходит его приемный сын Октавиан Август.

Со временем, в 20х годах, он сконцентрировал в своих руках практически всю государственную власть. Несмотря на это, его правление проходило под знаменем Восстановленной Республики. Это значило, что своей политикой Октавиан восстанавливает практически утраченные привилегии Сената, старые добрые римские обычаи (на официальном уровне было введено почитание некоторых забытых исконно римских божеств), и проводит политику умиротворения – Римского мира (Pax Romana).

Статуя Августа из Прима Порта (фрагмент). I в. до н.э.
Статуя Августа из Прима Порта (фрагмент). I в. до н.э.

Есть мнение, что несмотря на довольно жесткую идеологическую пропаганду, современники действительно могли считать время правления Августа «золотым веком» Рима.

Аспекты идеологии этого времени тесно переплетены между собой, помимо идеи установления мира и прихода благоденствия, продвигалась мысль о божественности происхождения императора. Несмотря на то, что при жизни Сенатом Август так и не был назван богом, поклонение его гению происходило «из народа», по личной инициативе граждан Рима, которые сооружали алтари, и посвящали храмы Гению Августа. Сам же Октавиан запрещал почитать себя как бога, милостиво разрешая ставить ему храмы только с двойным посвящением – ему и Риму, то есть Августу и богине Роме.

Октавиан Август - наследник Венеры

Божественное происхождение императора играла в этом процессе немаловажную роль. И напрямую было связано с «новой версией» происхождения всего римского народа.

Все началось с Гая Юлия Цезаря, который возводил происхождение своего рода, рода Юлиев, к богине Венере. Был установлен культ Венеры Родительницы. Эту версию происхождения подхватил и Август, который отныне также принадлежал Юлиям, и не просто подхватил, а начал активно продвигать. Но с чего бы вдруг Венера?

"Бегство Энея из Трои". Федерико Бароччи. XVI век.
"Бегство Энея из Трои". Федерико Бароччи. XVI век.

Все оказывается довольно просто: еще в одном из Гомеровских гимнов говорится, что Афродита родила ребенка от смертного – Анхиза, назвала мальчика Энеем.

Долгое время, еще задолго до Августа, существовал миф, что троянец Эней бежал из гибнущего города с сыном Асканием и отцом Анхизом. После долгих скитаний он прибыл в Италию на территорию региона Лация, где стал царем, женившись на царевне Лавинии.

Причем же здесь Юлии? По римской версии мифа, Асканий, сын Энея и внук Венеры, прибыв в Италию взял себе имя Юл. К нему-то и возводил свою генеалогию старинный патрицианский род.

Август пошел еще дальше: Юл отныне считался не просто предком Августа и Цезаря, но - ни много, ни мало - предком легендарных основателей Рима – близнецов Ромула и Рема, сыновей Марса. Через несколько поколений после прибытия Энея в Италию в его роду рождаются два мальчика, которым суждено было заложить новый город и стать родоначальниками всего римского народа.

В 29 -19 гг. до н. э. знаменитый придворный поэт Августа, Вергилий, пишет «Энеиду». Прекрасную поэму, где рассказывает верную историю скитаний Эней, предка основателей величайшего города в мире. А заодно, и предка правящего Божественного Августа, который одновременно потомок Ромула и Рема.

Это произведением можно назвать официальным (если не сказать, официозным), заявлением нового римского мифа – происхождения римского народа от Энея, от Венеры, от троянцев.

Не только от Марса, отца близнецов-основателей как всегда было общеизвестно, но и от Венеры, которая по некоторым мифам (весьма удачно) оказывалась женой бога войны и покровителя Рима.

«Взо­ры теперь сюда обра­ти и на этот взгля­ни ты
Род и на рим­лян тво­их.
Вот Цезарь и Юла потом­ки:
Им суж­де­но воз­не­стись к сре­дото­чью вели­ко­го неба.
Вот он, тот муж, о кото­ром тебе воз­ве­ща­ли так часто:
Август Цезарь, отцом боже­ст­вен­ным вскорм­лен­ный, сно­ва
Век вернет золо­той на Латин­ские паш­ни, где древ­ле
Сам Сатурн был царем, и пре­де­лы дер­жа­вы про­двинет…»
Вергилий, Энеида, VI, 788-794
"Вергилий читает Энеиду Ливии, Октавии и Октавиану Августу". Огюст Энгр. XVIII век
По приданию, сестра Августа, Октавия, упала в обморок во время чтения Вергилием своей поэмы: в VI книге поэт прославил ее умершего в возрасте 20 лет сына, Марцелла.
"Вергилий читает Энеиду Ливии, Октавии и Октавиану Августу". Огюст Энгр. XVIII век По приданию, сестра Августа, Октавия, упала в обморок во время чтения Вергилием своей поэмы: в VI книге поэт прославил ее умершего в возрасте 20 лет сына, Марцелла.
«…Юно­шу див­ной кра­сы в доспе­хах бле­стя­щих, кото­рый
Шел с неве­се­лым лицом, гла­за поту­пив­ши в зем­лю:
«Кто, ска­жи мне, отец, там идет с про­слав­лен­ным мужем?
Сын ли его иль один из бес­счет­ных потом­ков героя?
Спут­ни­ков сколь­ко вокруг! Каким он испол­нен вели­чьем!
Но осе­ня­ет чело ему ночь печаль­ною тенью».
Сле­зы из глаз поли­лись у Анхи­за, когда отве­чал он:
«Сын мой, вели­кая скорбь тво­е­му угото­ва­на роду:
Юно­шу явят зем­ле на мгно­ве­нье су́дьбы — и доль­ше
Жить не поз­во­лят ему. Пока­за­лось бы слиш­ком могу­чим
Пле­мя рим­лян богам, если б этот их дар сохра­ни­ло.
Мно­го сте­на­ний и слез вослед ему с Мар­со­ва поля
Город вели­кий пошлет! И какое узришь погре­бе­нье
Ты, Тибе­ри́н, когда воды помчишь мимо све­жей моги­лы!»
Вергилий, Энеида, VI, 861-874