В какой-то мере знаменательная дата на календаре. Все дело в том, что 10 февраля 1906 года англичане спустили на воду свой очередной корабль «Дредноут».
«Неустрашимые» в том или ином виде в составе английского флота были всегда. Но этот «Дредноут» стал символом новой эпохи.
Дело в том, что до него линкоры было принято оснащать разномастной артиллерией. Орудий было много, но калибры у них были разные, а «очень больших пушек» было не так уж и много.
И вот русско-японская война наглядно показала, что все эти пушки – это, конечно, хорошо. Но основной бой во время сражения в Желтом море и у Цусимы велся орудиями главного калибра. А англичане благодаря активности адмирала Джона Фишера к этому моменту как раз разрабатывали проект линкора по схеме «All Big Gun» - «Только Большие Пушки».
В результате был спроектирован и построен новый линкор под названием «Дредноут». С толстой броней и максимальной скоростью в 21 узел. Но самое главное было не это. А то, что у него имелось 10 орудий главного калибра в 305 мм. А также противоминная артиллерия. Но для ведения морского боя предназначался только главный калибр.
Непосредственно строительство корабля заняло всего 4 месяца – со 2 октября до спуска на воду 10 февраля 1906 года. В начале октября этого же года его ввели в эксплуатацию.
И вся история мирового флота разом разделилась на «Дредноутную» и «Додредноутную» эпоху. А все страны дружно бросились строить новые линкоры, потому что их корабли все разом устарели, так как вести бой на равных с «Дредноутом» никто не мог.
Новые дредноуты – так теперь стали называть корабли, оснащенные только орудиями главного калибра стали получать все более мощные пушки. Сначала калибра 343 мм, потом – 380 мм. Далее – вообще 406 мм, как на американском «Колорадо».
В результате «Дредноут», на который во время строительства потратили 1,7 миллиона фунтов стерлингов (в переводе на нынешние деньги – более 100 миллионов фунтов) быстро перестал считаться мощным и современным. Он использовался во Флоте Метрополии. Но в боевых операциях толком участия так и не принял. Во время Ютландского сражения «Дредноут» стоял на ремонте.
В итоге, самым эпичным подвигом «Дредноута» стало случайное событие. Немецкая подлодка U-29 под командованием Отто Ведингена (аса-подводника, хорошо насолившего англичанам) на свою голову неудачно всплыла под перископ недалеко от «Дредноута». Причем, похоже, что немцы английский корабль не заметили. В результате «Дредноут» смог повернуть и протаранить немецкую подложку, разрезав ее пополам.
В начале 1919 года «Дредноут» вывели из состава флота и через пару лет продали на металлолом. Порой можно услышать, что за металлолом выручили всего 44 тысячи фунтов. На самом деле по контракту, фирма «T. W. Ward» купила «Дредноут» за 447 тысяч фунтов. Не так уж и мало. Но в итоге все закончилось в 1923 году тем, что корабль разрезали, а металл переплавили. Если угодно – на иголки.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.