Найти тему
Загадочная Карелия.

Карельская береза. Дерево-загадка.

Не каждая береза в Карелии — карельская. И не каждая «карелка» родом из наших краев: ее можно встретить в Европе, от Скандинавии до севера Украины. Но именно в Карелии специалисты впервые обратили на нее внимание. С виду неказистая, внутри-прекрасная, Карелы из нее делали утварь, а петербургские мастера-произведения искусства. Очень редкая, но растет прямо посреди Петрозаводска. Карельская береза-сплошное противоречие, Ученые до сих пор точно не знают, почему у ее древесины такая красивая "мраморная" текстура. О загадочном и одном из самых знаменитых символов нашей республики расскажем в новой публикации нашего канала.

Карельская береза.
Карельская береза.

В начале XVIII века в Россию из Германии приехал «лесной знатель» Фердинанд Габриель Фокель. Разъезжая по Олонецкой губернии, он заметил у отдельных берез необычную древесину с узорчатой текстурой и позже описал ее в своих трудах. Почти через сто лет, в 1857 году, российский ученый Карл Мерклин назвал описанное Фокелем дерево карельской березой. На латыни — Betula pendula var. carelica.

Эталонные образцы «карелки»: не слишком высокие, с кривоватыми бугристыми стволами. Хотя эти деревья бывают очень разными. Одни напоминают кусты со скрюченными ветками — это кустообразная форма. Другие в высоту по 20 метров и похожи на обычную березу — и специалист не сразу отличит. Впрочем, даже высокие «карелки» часто «дурнушки» с шаровидными утолщениями и наростами на стволах. Кора на таких наростах выпирает и трескается, и когда ее снимаешь, видно, что поверхность древесины не гладкая, а вся в выемках. Этот признак проявляется на стволе на восьмом-десятом году жизни березы, а внутри формируется раньше.

Ствол карельской березы без коры.
Ствол карельской березы без коры.

И вот такое неказистое дерево — одно из самых ценных в мире: продается не кубометрами, как дуб или сосна, а килограммами. Всё из-за рисунка древесины: волокна перекручены (специалисты это называют свилеватостью) и имеют темные вкрапления в виде галочек, пятен и извилистых линий — настоящий «древесный мрамор». Что такое эти вкрапления, никто точно не знает до сих пор.

Брус карельской березы.
Брус карельской березы.

Узорчатость передается по наследству, но не всегда: из семян «карелки» могут вырасти и такие же «карелки», и самые обычные повислые березы. Насчет «мраморных» вкраплений ученые спорят: то ли это болезнь, то ли результат недостатка минерального питания, то ли генетическая мутация. Еще «карелка» ценная, потому что редкая. Рощи не образует: растет поодиночке или небольшими группами, любит открытые места. И, как ни странно, часто тянется к жилищу человека. У финнов даже была поговорка: «Карельская береза растет там, где слышен голос церковных колоколов». В Петрозаводске, если постараться, можно найти около четырех десятков экземпляров.

Роща карельской березы в заказнике.
Роща карельской березы в заказнике.

Древесина у «карелки» твердая — не очень-то расколешь. Зато ее легко шлифовать и полировать — просто находка для мастеров-краснодеревщиков. В старину карел относился к узорчатой березе не особо трепетно. В деревнях из нее делали не произведения искусства, а утварь: рукоятки ножей, топорища, чашки, ложки, даже сохи и рубанки. Часто использовали в качестве дров: она долго горела и давала много тепла.

В конце XVIII века карельская береза пришла во дворцы петербургской знати. Мебель из карельской березы прекрасно вписывалась в пышные интерьеры в стиле «русский ампир», который был в моде при Павле I и Александре I. Петербургские дворцы украшают целые гарнитуры из «карелки». Их делали модные столичные мастера.

Мебель из карельской березы.
Мебель из карельской березы.

В Олонецкой губернии, впрочем, тоже были свои умельцы. На рубеже XIX-XX веков в Толвуйской волости работала знаменитая мастерская крестьянина Ивана Гайдина. А в 1936 году производство сувениров из карельской березы началось в Великой Губе. Краснодеревщик Степан Синявин организовал там промартель, которую так и назвал — «Карельская береза». Мастера делали шкатулки, портсигары, рамки для фотографий и мебельные гарнитуры, отделанные «кудрявой» древесиной. Артель сама растила кадры: при ней работала школа краснодеревщиков. В лучшие годы на производстве трудились около 40 мастеров. Их работы ездили даже на Всемирную Парижскую выставку — вернулись с наградами. До Второй мировой дела у артели шли прекрасно: хватало и сырья, и заказов. А потом в Карелию пришли оккупанты и очень много заонежской березы вырубили и вывезли. После победы мастера собрались снова, но материала для работы не нашли. И вместо резьбы по дереву занялись посадкой карельских берез. С конца 60-х сувениры из «карелки» делали на фабрике «Карельские сувениры» в Петрозаводске. Но после перестройки она так и не смогла вписаться в экономику новой России — закрылась в начале 2000-х. Зато открылись другие производства.

Шкатулка из карельской березы.
Шкатулка из карельской березы.

Сегодня мастеров по карельской березе готовят, как сто лет назад: на производстве, опытным путем. Работе именно с карельской березой вообще нигде не учат, нет сырьевой базы, значит, нет и соответствующих школ. А карельская береза — это ведь набор пороков дерева, она не поддается конвейерной обработке. Нет готовых решений, как ее сушить, чтобы не треснула, как распилить, чтобы не превратить в гору стружек.

Карельскую березу на производстве любят и берегут, ничего не выбрасывают, даже самый маленький обрезок пойдет в дело. Работают чаще не с массивом, а со шпоном — листами древесины толщиной 0,8 мм. Такого материала из одного дерева можно получить до 70 м2 — экономия. Из шпона вырезают детали, которые клеят на основание из липы или обычной березы — так делают всевозможные шкатулки, рамки, футляры. Цельная древесина идет или на совсем мелкие изделия, или на крупные и дорогие вещи: наборы шахмат, часы, письменные приборы. Сувениры попроще берут туристы, вещи подороже покупают в подарок бизнес-партнерам и иностранным делегациям. Материал для работы в мастерской покупают за пределами республики: у нас «карелку» рубить нельзя — краснокнижный вид.

Письменный прибор из карельской березы.
Письменный прибор из карельской березы.

В Карелии есть четыре заказника карельской березы. А еще она растет на особо охраняемых природных территориях — в заповеднике «Кивач», например. Каждый год туда приезжает больше ста тысяч туристов. Многие первым делом интересуются нашей фирменной березой: много о ней слышали, но никогда не видели. Сейчас там есть два коллекционных участка с карельскими березами, на одном около 20 экземпляров, на втором — 65. Их сажали около 50 лет назад, и в то время деревьев было еще больше. Постепенно, по мере проявления характерных признаков, их выбраковывали. И теперь в заповеднике растут самые яркие экземпляры, имеющие все характерные черты карельской березы.

Карельские березы в ботаническом саду.
Карельские березы в ботаническом саду.

Кому интересны мои публикации подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Дальше будет еще много интересного. И до встречи в Карелии!