Генератор Питера Хэммилла.
Пластинка, о которой сегодня пойдёт речь, планировалась как сольный альбом Питера Хэммилла, поскольку группы VDGG на тот момент не существовало в материальном мире. Два её со-основателя, Ник Пирн и Крис Джад Смит, к этому времени покинули группу, и она прекратила своё существование. Однако, Хэммиллу, вероятно, удалось закрепить название за собой, и значительная часть фактически его собственных проектов выходила под этой маркой - Van Der Graaf Generator.
Выпускник иезуитского колледжа Бомонт (где он пел в хоре), и Манчестерского университета (где он играл в первом составе VDGG), Питер Хэммилл обладает множеством талантов: он придумывает музыку и тексты своих песен, сам их исполняет, играет на гитаре и фортепиано, и, зачастую, работает с записанным материалом как звукорежиссёр.
Одержимость потерянной любовью, потерянной верой, временем, пространством и самим существованием является краеугольным камнем как его проектов с группой, так и сольных альбомов.
Надо сказать, что по мимо всего прочего, Питер Хэммилл ещё и неординарный вокалист. Он поёт в эмоциональной, часто даже в драматической манере. Как бывший хорист-иезуит, Хэммилл обладает характерной для английского среднего класса манерой произношения, которая варьируется в тоне от мягкой просительной до кричаще напыщенной. В диапазоне от баритона до высокого фальцета он рычит, тихо напевает, вопит или кричит, превращая свой голос в ещё один полноправный музыкальный инструмент. Впрочем, эти особенности будут раскрываться постепенно, на протяжении всего его творчества. На альбоме, о котором идёт речь, Хэммилл определённо скромничает.
Для записи ''The Aerosol Grey Machine'' Хэммиллом был собран следующий состав:
Питер Хэммилл - вокал, акустическая гитара.
Хью Бэнтон - фортепиано, орган, перкуссия, бэк-вокал.
Кит Эллис - бас-гитара.
Гай Эванс - ударные, перкуссия.
Джефф Пич - флейта.
Только две композиции, "Octopus" и "Into a Game" будут содержать то, что мы привыкли воспринимать как "звук VDGG", тогда как большая часть материала может быть оценена как поздняя психоделия шестидесятых. В этом плане альбом ''The Aerosol Grey Machine'' совсем не плох, хотя был записан в течение двух дней и звучит не очень профессионально.
1. "Afterwards" - одна из самых простых и красивых песен, сочиненных Хэммиллом за всю его долгую и фантастическую музыкальную карьеру.
2. "Orthenthian St." - мы постепенно входим в темный и странный мир Питера Хэмилла. Название песни можно перевести как "Место хентай", написанное слитно. Что бы это могло значить? Хэн-тай по-японски означает "странное поведение". В песне рассказывается о некоем странном путешествии по "параллельным линиям" в "сумеречною зону". Чистая психоделия.
3. "Running Back" - игра на флейте Джеффа Пича делает песню свежей, легкой и полной поэзии.
4. "Into a Game" - эта композиция длинной почти семь минут уже показывает, насколько сложной в дальнейшем будет музыка группы. Хотел бы отметить развёрнутое буги-подобное соло на фортепиано в конце трека.
5. "Aerosol Grey Machine" - забавная псевдореклама аэрозоли "которая всех убьёт".
6. "Black Smoke Yen" - короткая инструментальная композиция с солирующим на фортепиано Хью Бэнтоном.
7. "Aquarian" - это развёрнутая психоделическая композиция с фантастическим вокалом Питера Хэммилла.
8. "Necromancer" - довольно странный трек с жутковатым текстом. Некромант говорит: "Я живу в черных лесах, где ты даже не смеешь произносить мое имя. Если в твоем сердце есть зло и ты приблизишься ко мне, ты потеряешь рассудок". Что-то мне подсказывает, что обучение в иезуитском колледже не прошло для Питера Хэммилла даром...
9. "Octopus" - наконец-то, в полной мере проявляется орган, но не Хаммонда, как можно подумать, а Фарфиза! Как выяснилось, Хью Бентон был его большим поклонником. Он использовал свои знания электроники, которые получил, будучи инженером BBC , чтобы подключить орган к различным дополнительным педалями эффектов, включая искажение и фазирование . Можно сказать, что вся эта развёрнутая композиция построена на его звуке, в диапазоне от джазовых импровизаций до "церковной" псевдоготики. Очень атмосферно.
"The Aerosol Grey Machine'' - это альбом с собственным звуком, который не обязательно понравится всем любителям VDGG. Однако, это очень важная психоделическая запись шестидесятых годов, которую стоит послушать всем тем, кто любит этот жанр.
Ещё о группе Van Der Graaf Generator вы можете прочитать у меня здесь:
''The Least We Can Do Is Wave To Each Other'', 1970
''H to He, Who am the Only One'', 1970
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно послушать и скачать альбомы, о которых идёт речь.