Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы.Япония выбирает флот. "Фудзи".

Тучи набухли дождем
Только над гребнем предгорья.
Фудзи — белеет в снегу..(Басе)

Обострение японо-китайских отношений в начале 90-х годов заставило японское правительство пристальное внимание на развитие флота. Период французского влияния оставил после себя три самых необычных корабля-крейсера типа "Мацусима",причудливое творение сумрачного французского гения.Они предназначались для борьбы с основной силой Бэйянского флота-двумя броненосцами немецкой постройки типа "Диньюань". Но японцы осознали полную непригодность этого эксклюзива для выполнения своей задачи. Эмиль Бертен был отправлен на родину, а морской министр вице-адмирал Ямамото Гомбей вынужден был опять решать вопрос борьбы с китайскими броненосцами.

На этот раз решение было симметричным-японцы решили заказать два современных броненосца у лидеров кораблестроения-англичан,именно британские корабли наиболее соответствовали по конструкции корпуса, распределения броневой защиты и вспомогательной артиллерии японским представлениям о прекрасном.

Проект броненосцев был разработан Дж.Макроу (G.G. Mackrow) на основе британских кораблей типа «Ройял Соверен» и «Ринаун» . Закрытые грушевидной формы барбеты с 305 мм орудиями были позаимствованы у "Маджестиков".Причем новейшие британские пушки 12"/40 Mark IX были впервые установлены именно на броненосцах японского проекта. В королевском флоте они появились только через 4 года на броненосцах типа "Формидейбл"и стали основным орудием английского додредноутного флота. Первоначально японцы планировали ограничится водоизмещением в 8000 тонн,но в связи с установкой на самый мощный корабль своего класса проект проект вырос до 12450 тонн.

Только тогдашние японские возможности значительно уступали амбициям ,масштабные англо-саксонские кредиты еще не были открыты,а в казне микадо денег не хватало. Из-за дефицита бюджета в 1892 года начало строительства пришлось перенести. В следующем году император решил проблему,сократив зарплату государственным служащим на 10%, на сэкономленные средства в 1894 году был размещен заказ в Британии на два броненосца Fuji и Yashima. Заказ был включен в состав т.н. "китайской" программы 1893 года,направленной на подготовку к войне с китайцами. Ожидалось, что стоимость каждого из двух броненосцев без вооружения обойдётся в 5 000 000 золотых рублей. Как окончание постройки,так и их вооружение планировалось к началу 1898 г., что и было выполнено.

Имена корабли получили соответственно в честь высочайшей горы архипелага ,священной горы Фудзияма на о. Хонсю ,и «восемь островов» (одно из древних названий Японии).

Головной эскадренный броненосец "Фудзи" был заложен 1 августа 1894 г. на верфи фирмы "Теймз Айрон Уоркс" (Thames Iron Works Company) в Блекуолле (Blackwall). За строительством наблюдали 240 японских техников и офицеров флота, среди них будущие премьер-министры Сайто Макото (тогда капитан) и Като Томосабуро (тогда лейтенант). 28 декабря того же года на верфи «Armstrong» в Эльзвике был заложен второй корабль этого типа "Ясима", по незначительно доработанному Филиппом Уаттсом (Philip Watts) проекту «Фудзи», отличавшемуся от головного корабля срезанным дейдвудом и балансирным рулем, благодаря чему броненосец имел малый радиус циркуляции. Главные механизмы для обоих кораблей изготавливались на заводе Хемфрейса Тенанта и К° (Humphrey Tennant and С°) в Депфорде.

Корпус броненосца “Ясима” во время спуска на воду. 28 февраля 1896 г.
Корпус броненосца “Ясима” во время спуска на воду. 28 февраля 1896 г.

Надо отметить,что после 1895 года влияние англичан на японскую политику постоянно росло,японский флот фактически рассматривался как внештатный резерв Королевского флота. И японцы к этому относились с полным пониманием. Мардер (Marder) в своей "Анатомии британской морской мощи" ("Anatomy of British Sea Power"), ссылаясь на свой источник, писал, что Япония предлагала передать "Ясима" и его собрата в распоряжение британского адмиралтейства во время англо-германского кризиса в начале 1896 г.

К войне с Китаем броненосцы не успели,"Фудзи" был заложен в день начала войны,зато в конструкцию постарались внести все возможные изменения, учитывавшие опыт войны, в первую очередь от сражения при Ялу, коснувшиеся артиллерии главного и среднего калибра и системы бронирования. Закончены корабли были 31 марта 1896 года и 28 февраля 1896 года соответственно. В 1897 г. два броненосца первого класса "Фудзи" и "Ясима" пришли в Японию.

Они стали для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества, обеспечить стране Восходящего Солнца ту политическую роль Британии Востока, к которой она стремилась в конце XIX века.

Японский эскадренный броненосец «Фудзи»
Японский эскадренный броненосец «Фудзи»

-6

Броненосец «Ясима»
Броненосец «Ясима»

Свежепостроенный "Фудзи" перед отправкой в Японию принял участие в морском ревю в Спитхеде в 1897 году в честь 60 летия правления королевы Виктории. От Российской империи там присутствовал новейший броненосный крейсер "Россия".

Несмотря на то ,что в момент вступления в строй это были одни из самых сильных кораблей в мире,к 1904 году ,по сравнению с 12 новейшими броненосными кораблями Японского флота,они были уже относительно устаревшими.

"Ясима" погиб на русских минах под Порт-Артуром в мае 1904 года,а "Фудзи" был побежден только Вашингтонским морским соглашением 1922 ,отправившем его в отставку. Добили его уже американские бомбы в 1945.

Броненосцы “Фудзи” и “'Ясима". (Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике “JANE’S FIGHTING SHIPS". 1900 г.)
Броненосцы “Фудзи” и “'Ясима". (Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике “JANE’S FIGHTING SHIPS". 1900 г.)
Броненосец “Фудзи” (Сведения о корабле, опубликованные в английском справочнике JANE’S FIGHTING SHIPS”. 1904-05 гг.)
Броненосец “Фудзи” (Сведения о корабле, опубликованные в английском справочнике JANE’S FIGHTING SHIPS”. 1904-05 гг.)

после модернизации
после модернизации


"
Фудзи "IJN Fuji 富士 — Thames Iron Works Co. Строительство начато 1 августа 1894 года. Спущен на воду 31 марта 1896 года. Введён в эксплуатацию 8 (17)августа 1897 года. в 1910 после капpемонта (замена котлов, машин, оpудий) пеpеклассифицирован в броненосцы береговой обороны 1 класса. Использовался до 1922 года как учебно-аpтиллеpийское судно. После Вашингтонской конфеpенции исключен из списков и в 1923 pазоpужен. Использовался в качестве плавказаpмы в Йокосуке. Потоплен амеpиканской авиацией 8.08.1945. В 1948 pазобpан.

"Ясима" IJN “Yashima” 八島 – "Армстронг",Эльзвик. заводской номер 625. Строительство начато 28.12.1894 . Спущен на воду 28.02.96 . Введён в эксплуатацию 09.09.97 . 15.05.1904 подоpвался на мине и затонул под Поpт-Аpтуpом.

Водоизмещение 12 250/12 450 тонн. ("Фудзи"-Нормальное водоизмещение 12320 т, полное 12649 т,"Ясима"- нормальное водоизмещение 12300 т ,полное – 12517 т) . Длина между перпендикулярами составила 114 м, по ватерлинии 118,8 м, наибольшая 122,6 м. Ширина 22,3- 22,47 м. Осадка 8,08 м.
Боpт бpониpован между баpбетами ГК, длина толстого участка 69 м, высота над КВЛ 1.52 м, под КВЛ 0.91 м. Толщина 356 (баpбеты и погpеба ГК), 406 (МО), 457 (КО). Замыкается носовым 406 и коpмовым 356 мм тpавеpзами. Оконечности бpониpованы на высоту Гл Пояса 102 мм. ГБП плоская по веpхней кpомке пояса 63.5 мм (в оконечностях скосы 76 мм к нижнему кpаю боpтового бpониpования. Баpбеты оpудий ГК над ВП 356, далее до ГБП 229, ниже 102 мм. Башни ГК – лоб 152, боpта 102, кpыша 76 мм. Казематы СК 152 (4 оpудия) и щиты СК 51 мм (6 оpудий на ВП). Рубка 356 мм.
Двигатели-2 веpтикальных паровые машины тpойного pасшиpения, 2 вала , 13 500 л. с.проект,на испытаниях- 14000 лс, 14 (на “Яшима” 10)циллиндрических котлов. Запас угля ноpм/полн 700/1200 тонн, .Скорость хода 18 узлов проект ,на испытаниях- 18.5 узлов .Дальность плавания 4000 морских миль на ходу 10 узлов. Экипаж 650-726-741 человек.
Вооружение-4 (2х2) × 305-мм /40 башни в оконечностях. , 10 × 152-мм /40 – 4 в каземате, 6 в надстpойке ,
24 противоминных пушки( 14 × 3-фн, 10 × 2,5-фн. или 20x 47-мм пушек и 4x 37-мм пушки или 24х47 pазмещены по 2 в оконечностях с каждого боpта, по 2 на маpсах, по 2 на боpт в центpальном каземате, остальные на надстpойках.) (c 1901 года заменены на 16х76 + 8х47)
Минно-торпедное вооружение 5 × 457-мм торпедных аппаратов ( 1 надводный в фоpштевне, 4 подводных боpтовых).

Корпус стальной с двойными бортами и дном,со 181 водонепроницаемым отсеком. Для повышения остойчивости на протяжении половины длины броненосца имелись боковые кили шириной 0,76 м. Стальной таран выступал от носового перпендикуляра на 3,81 м. Угольные ямы разместили вдоль бортов так, чтобы они дополняли собой броневую защиту. Броненосцы типа «Фудзи» первыми в японском флоте получили сети противоторпедного заграждения.

Корабли имели высокий борт для улучшения мореходности с "французским" завалом бортов для экономии верхнего веса и более плавной качки. Две мачты с боевыми марсами.

Броня кораблей имела вес 3000 т (24% нормального водоизмещения) и целиком(для толстых бронеплит) изготавливалась на заводе Кеммеля и К° по способу Гарвея. Бронирование «Фудзи» было не сплошным и охватывало только среднюю часть корабля. Общая протяженность броневого пояса составляла 69 м, а высота 2,4 м (пояс закрывал машинные, котельные отделения и основания барбетов, оставляя нос и корму без прикрытия). При нормальной осадке, броневой пояс возвышался над ватерлинией на 0,9 м.

Наибольшая толщина пояса была в верхней части, в районе машинного и котельных отделений, и составляла 457 мм (что соответствовало 826-мм железной брони "Фусо") , уменьшаясь к низу до 229 мм, а к оконечностям сначала до 406 мм и далее до 356 мм в районе барбетов. Броневые траверзные переборки, соединявшие обе оконечности пояса, имели толщину: носовая – 356 мм, кормовая – 305 мм.

Плоская броневая палуба толщиной 64 мм размещалась над главным броневым поясом, скосы,правда,отсутствовали. Над главным поясом в средней части находился еще один, толщиной 102 мм, но более короткий, длиной 46,9 м и высотой 2,4 м. От его оконечностей под углом к диаметральной плоскости шли броневые переборки той же толщины. Боевая рубка, помещавшаяся позади носового барбета, защищалась броней в 356 мм.

Размещённые в барбетах орудия главного калибра имели для защиты прислуги вращающиеся броневые купола со стальной броней толщиной в лобовой части – 152, сверху – 76 (по иным данным, тоже 152), а с бортов и тыла – 102 мм. Кроме того, над каждым куполом возвышалось по небольшой защищенной (76-мм броневыми плитами) командирской башенке для управления орудиями главного калибра непосредственно из башен.

Снарядные и зарядные погреба размещались под броневой палубой. Подача боезапаса осуществлялась по бронированным трубам. Помещения для бортовых торпедных аппаратов и хранения зарядных отделений торпед находились ниже ватерлинии, под надежной защитой главного пояса, хотя помещение носового аппарата не бронировалось.

Продольный разрез, верхний вид и план барбетных установок, стоявших на броненосцах “Фудзи" и “Ясима”.
Продольный разрез, верхний вид и план барбетных установок, стоявших на броненосцах “Фудзи" и “Ясима”.

Вооружение , изготовленное на заводе Армстронга и К°, состояло из четырех 305-мм сорокакалиберных пушек , размещенных попарно в двух грушевидных барбетах, оснащённых гидравлическими приводами для поворота, а также десяти 152-мм сорокакалиберных скорострельных; двадцати 47-мм 40-калиберных и четырех 47-мм 33-калиберных (2,5 фн) скорострельных Гочкисса (по другим данным, 4x 37-мм).

Лишь четыре 152-мм орудия получили казематы шестиугольной формы с броней толщиной 152 мм в лобовых и 51 мм в остальных частях, включая их крыши, расположенные над главным поясом в батарейной (главной) палубе симметрично от миделя (углы обстрела по 120°). Другие шесть установили выше, на верхней палубе открыто, и они имели стальные щиты, укрепленные на орудийных станках. Два из этих орудий располагались на миделе и имели углы обстрела по 120°, а четыре – симметрично относительно носового и кормового мостиков с углами обстрела по 150°. Все 152-мм орудия размещались на спонсонах для получения возможно больших углов обстрела.

В батарейной же палубе вне цитадели, по четыре в каждой оконечности, размещались 8 47-мм орудий. 4 малокалиберных орудия располагались на мостиках, 4 – на надстройке, 4 – на верхней палубе в центре корабля и 4 – на боевых марсах. По другим данным, первоначально батарея малокалиберных орудий размещалась следующим образом: 4 — на главной палубе в оконечностях (что не подтверждается примером последующих кораблей), 12 – на верхней палубе и мостиках, 4 – на шельтердеке (навесной палубе) и 4 – на марсах.

башня ГК
башня ГК

Расположение башен с орудиями главного калибра в оконечностях позволяло им иметь секторы обстрела 270° (по 135° на борт).

В 1901 г., ранее запланированного срока, «Ясима» и «Фудзи» частично перевооружили: 20x 47-мм пушек заменили без особого труда на 16x 76-мм сорокакалиберных, оставив лишь четыре скорострельных на марсах. По другим данным,заменили только 16x 47-мм орудий на равное число 76-мм, а батареи на боевых марсах и шельтердеке оставили прежние. Пять торпедных аппаратов, как и орудия главного калибра, оставили без изменений. «Фудзи» оказался первым в японском флоте броненосцем с расположенной в шахматном порядке артиллерией среднего калибра на максимально возможном друг от друга расстоянии для снижения уязвимости от снарядов.

Торпедное вооружение броненосцев переместили ниже ватерлинии, и оно в итоге состояло из четырех подводных бортовых аппаратов, расположенных попарно в носу и в корме, и одного носового, надводного . Полный запас торпед Уайтхеда калибром 457 мм равнялся 15 (по 3 на каждый аппарат).

Кроме того, на броненосцах находились две миноноски второго класса (длиной 17,1 м), имевшие аппараты для метательных мин и паровой катер (длиной 12,8 м), имевший приспособления для постановки мин.

Средняя скорость "Фудзи" на пробегах составила 18,5 уз.Приводились данные и о достижении кораблем скорости 19,25 уз. "Ясима" показал 19,47 узлов .

Экипаж первоначально состоял из 35 офицеров и 637 матросов (достигая временами 688 человек). В 1901 г. у "Фудзи"он состоял из 741 человека, а "Ясима" - 736 человек. Броненосец проходил ремонт и перевооружение в 1901 г.

В начале девяностых годов прошлого века начались разработки маскировочной окраски для военных кораблей. В русской первой эскадре и владивостокском отряде приняли темный зеленовато-серый цвет, в германском флоте – светло-серый ,а в английском, а за ним и в японском – в темно-серый, которым они красились и во время войны с Россией. Такую первоначальную окраску получили и "Фудзи".

-15

По внешнему виду и силуэту, бронированию и основному вооружению, механизмам и запасам имевший "Ясима" оказался схож с головным кораблем “Фудзи”. Кроме срезанного дейдвуда, он по некоторым данным, обладал несколько иным составом малокалиберной артиллерии: либо двадцатью четырьмя – 3-фунтовыми пушками (по одним источникам), либо четырнадцатью – 3-фн и десятью – 2,5-фн по другим (что несущественно и легко изменяемо).

-16

Броненосец "Ясима".
Броненосец "Ясима".

Начало русско-японской войны "Ясима" встретил в составе второго подразделения ( вместе с “Хацусе” и “Сикисима”) первого боевого отряда первой эскадры. Он участвовал в первой стычке с порт-артурской эскадрой 27 января (9 февраля ) 1904 г.

Корабли 1,2 3-го боевых отрядов выполняли задачу дальнего прикрытия во время первого неудачного заграждение фарватера Порт-Артура в ночь с 23 на 24 февраля. 25 февраля “Ясима” в составе отряда обстреливал возвращавшиеся из Голубиной бухты крейсеры “Баян”, “Аскольд” и “Новик”, а затем участвовал в первой перекидной стрельбе из-за Ляотешаня (района Голубиной бухты) по внутреннему рейду с русскими кораблями.

-18

10 марта 1904 г. 2- я бригада 1-го боевого отряда в составе броненосцев “Хацусе”, “Сикисима”, “Ясима” вела вторую перекидную стрельбу по противнику с 9 ч 33 мин до 11-55, а 1-я бригада в составе “Микаса”, “Асахи”, “Фудзи” – с 12-17 до 13 ч 11 мин. Бомбардировка нанесла городу небольшой материальный ущерб.

“Ясима” также принял участие и в третьей бомбардировке 22 марта, где “Фудзи” и “Ясима” были назначены для ведения перекидного огня из Голубиной бухты. Оба корабля выпустили вместе около 200 12-дюймовых снарядов, но добились лишь минимального ущерба.

2( 15) мая 1904 г. во время очередного выхода соединения,японские корабли на традиционном маршруте встретили минное заграждение,скрытно установленное минным заградителем "Амур".Подорвались "Ясима" и "Хацусе".

В 12 час. 5 мин. пополудни в средней части "Ясима" с правого борта произошел взрыв .Поврежденный корабль взял на буксир броненосец "Сикисима". Но спасти "Ясиму" не получилось.Повреждённый корабль и его буксировщик встали на якорь примерно в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж организованно покинул его в 17 ч. 41 м. Личный состав взяли на борт бронепалубные крейсера "Сума" и "Такасаго". Вскоре после этого броненосец затонул. На нем погибло в общей сложности 319 человек.

Японское командование попыталось скрыть гибель "Ясимы",благо его гибель произошла вне пределов видимости из Порт-Артура.Даже в поздравительном приказе по флоту в честь капитуляции Порт-Артура Того не упомянул "Ясиму" в списке потерь.Однако в осведомлённом английском журнале “Engineer” уже появилось извещение о том, что повреждённый броненосец типа “Фудзи” был броненосец “Ясима” и что во время буксирования его в Сасебо он затонул не дойдя 20 миль до порта.

Потерянные в этот день два броненосца были тяжелой потерей ,но не смертельной. За спиной у Японии была Британская империя.В то время в Англии для Японии строились два броненосца, "Катори" и "Касима" (16700 т), и вновь были заказаны ещё четыре броненосца по 18750 т.

“Фудзи” во время войны входил в первый боевой отряд первой эскадры (в его 1-ю бригаду вместе с “Микаса” и “Асахи”). В его послужном списке- блокада Порт-Артура,бой в Желтом море,Цусимском сражении. Получил два попадания во время боя у Порт-Артура 9 февраля1904 года.

22 марта броненосцы приняли участие в состязании по перекидной стрельбе в Голубиной бухте. Несмотря на то ,что японцы больших успехов предыдущей стрельбой не достигли,порт-артурская эскадра приняла ответные меры .Русские организовали корректировочные посты с телефонной связью,на “Пересвет”, “Победу”, “Ретвизан” и “Цесаревич”были возложены контрбатарейные обязанности..

“Фудзи” с “Ясимой” открыли огонь по целям на внутреннем рейде и в Восточном бассейне. “Ретвизан” и “Победа” активно и достойно ответили ,прикрывая выход эскадры,а из гавани на поддержку “Баяна” и дозорных кораблей стали выходить “Аскольд”, “Новик” и “Диана”, за ними – после 10 ч “Петропавловск”, “Полтава” и другие броненосцы.

Lieutenant_Commander_Yamanaka,_Chief_Gunner_of_Our_Ship_Fuji,_Fights_Fiercely_in_the_Naval_Battle_at_the_Entrance_to_Port_Arthur
Lieutenant_Commander_Yamanaka,_Chief_Gunner_of_Our_Ship_Fuji,_Fights_Fiercely_in_the_Naval_Battle_at_the_Entrance_to_Port_Arthur

С появлением на внешнем рейде “Петропавловска” и “Полтавы” стрелявшие “Фудзи” и “Ясима” прекратили огонь, вышли из под накрытия и присоединились к основным силам . “Победа” отогнала неприятельские броненосцы и присоединилась к эскадре.По японским данным, при перестрелке только возле “Фудзи” упало около 24 снарядов (по русским сведениям, броненосец получил одно попадание в носовую башню).

Того бой не принял и японские корабли были вынуждены уйти. “Фудзи” получил серьёзные повреждения (попадание 305-мм снаряда) и был вынужден отправиться на ремонт в Японию.

-20

В ночь с 13 на 14 июля 1904 г. с "Фудзи" на рейд Порт-Артура отправился минный катер и шлюпка с торпедой под командованием мичмана Иокоо. За 3 км от бонового заграждения мичман с четырьмя пловцами перешли в шлюпку и двинулись вперёд,затем, оставив на вёслах одного гребца, они вплавь стали буксировать торпеду,но цели не нашли и вернулись. Это были первые известные японские боевые пловцы.

10 августа 1904 года участвовал в бою в Жёлтом море.

броненосец "Фудзи ”. 1905 г. (Наружный вид и вид сверху)
броненосец "Фудзи ”. 1905 г. (Наружный вид и вид сверху)

В Цусимском сражении на счету "Фудзи" последний залп,отправивший на дно русский броненосец "Бородино".

Но и японцу очень сильно досталось.Данные,как часто бывает с японскими потерями,крайне противоречивы.

Когда занявший место “Императора Александра III” броненосец “Бородино” вместе с “Орлом” обстрелял состворившиеся боевые отряды японцев, подводную пробоину от 305-мм снаряда получил крейсер “Ниссин” , но более всего пострадал броненосец “Фудзи”. “Казалось, что боевая удача на сей раз могла улыбнуться русским: 305-мм снаряд пробил шестидюймовую броню над правым орудием кормовой башни этого корабля и вызвал пожар зарядов, уложив на месте восемь человек прислуги(убитыми ,и 22 раненых). К счастью для японцев, шесть находившихся в башне снарядов не сдетонировали, а вода из разорванной гидросистемы помогла потушить пожар. Левое орудие через 40 минут удалось даже ввести в строй.”

Броненосец "Фудзи". Повреждение башни, полученное в Цусимском бою.
Броненосец "Фудзи". Повреждение башни, полученное в Цусимском бою.

Всего за сражение броненосец получил попадания 2x 305-, 3x 152-, 2x 75-мм снарядов и 5 неустановленного калибра ,по другим данным попаданий было от 11 до 17,потерял 29 человек.Чудом "Фудзи" избежал детонации боезапаса и гибели.

Броненосец «Фудзи» уже после войны, на фоне новых японских дредноутов.
Броненосец «Фудзи» уже после войны, на фоне новых японских дредноутов.

-24
-25

-26

В 1910 г. “Фудзи” капитально отремонтировали с заменой котлов и вооружения на японские,при этом его переклассифицировали в броненосец береговой обороны 1 класса, сделав одновременно учебным артиллерийским кораблем.

Броненосец "Фудзи” мосле модернизации
Броненосец "Фудзи” мосле модернизации


  Наружный вид плавучей казармы (б. броненосец "Фудзи”). 1940 г.
Наружный вид плавучей казармы (б. броненосец "Фудзи”). 1940 г.

Первую мировую войну "Фудзи" провел на охране гавани Куре. Это был на тот момент старейший броненосец японского флота,его скорость не соответствовала требованиям службы в открытом море.

В конце сентября 1921 г. корабль заходил во Владивосток, приняв участие в конвоировании снятого с мели броненосца “Микаса”. 1 сентября 1922 г. его исключили из списков флота, до 1923 г. разоружили во исполнение условий Вашингтонского договора. Потом его переоборудовали в несамоходное учебно-тренировочное судно.Бронзовые винты сдали в цветмет. Затем “Фудзи” перестроили в плавказарму, для чего на нем установили деревянные палубные надстройки.Жилой блокшив разбомбили американцы при налете американской авиации на Йокосуку в 1945 г. На металл остатки “Фудзи” разобрали в 1948 г.

-29

"Фудзи" и "Ясима" стали первыми японскими эскадренными броненосцами. Они заложили основы японской традиции иметь флот из кораблей,претендующих на звание сильнейших в своем классе. При изначально скромных ресурсах,которыми располагала Япония,ей понадобились серьезные усилия чтобы обзавестись первоклассными линейными кораблями. Все японские госслужащие потеряли ради этого 10 процентов своего жалованья,а быт высшего сословия-от императора до адмиралов долгое время оставался очень скромным.Между чиновниками и флотом Япония выбрала флот.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.