Найти тему
Анастасия Коляда

МОБИЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ КАК ФЕНОМЕН В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ

Оглавление

Ключевые слова – мобилография, mobile-photography, айфонография, современное искусство, JamesDay, жанровая фотография.

Часть I

I. Введение

В обществе сложилось два мнения: одни не считают мобильную фотографию за искусство, а воспринимают ее лишь как модное явление современной жизни. Другие, первое суждение отрицают, заявляя: «неважно, какое техническое средство фотограф использует, главное - полученный результат». Тем не менее, мобильная фотография остается свершившимся фактом, её или принимают или не принимают. В настоящее время она используется во всем мире, независимо от существующих мнений.

II. Истоки mobile-photography

Впервые фотографии с мобильного устройства, как результат творческой деятельности фотографа, начали появляться в газетах, анонсируя важные события. Их стали публиковать в таких знаменитых изданиях как CNN, Huffington Post, New York Times.

В 2010 году на первой полосе New York Times была размещена серия снимков из Афганистана (обработаны с помощью мобильного приложения Hipstamatic).

В 2011-2012 г. работы фотокорреспондента Бен Лоуи, который снимал на iPhone, стали публиковаться в заголовках статей не один раз. Именно в этот период времени mobile-фотография сделала шаг в развитии. Среди таких фотографий оказался снимок, попавший на обложку TIME Magazine, показывающий последствия урагана Сэнди. Собственный проект Лоуи - iLibya был отмечен Международным фотографическим центром, а сам Лоуи был награжден за свои мобильные фотографии премией Infinity Award for Photojournalism

Рис. 1. Первая полоса TIME Magazine, фотограф - Бен Лоуи
Рис. 1. Первая полоса TIME Magazine, фотограф - Бен Лоуи

Мобилография появилась вместе с камерами, встроенными в сотовый телефон, термин которого ввёл Дмитрий Резван – член союза художников России. Он основал в 2004-м году всемирное общество мобилографов (ВОМ), задачей которого является популяризация мобильной фотографии. Мощным толчком в развитии mobile-photo стало приложение Instagram. А глобализация, как процесс, способствовала распространению культурного опыта, продвижению мобильной фотографии в сферу искусства и повседневной жизни. Мобильную фотографию очень часто связывают с iPhone. Своего рода данное направление фотографии носит отпечаток моды.

III. Особенности

Мобилография, как направление продиктовано современным темпом жизни, где сменяющиеся времена года, яркие моменты и эмоции остаются не только в памяти человека, но в памяти смартфонов. В таблице 1 представлены характеристики мобильной фотографии и её особенности. Например: покупая объективы-телевики (фокусное расстояние которых 200-500mm), фотографы не могут использовать их в портретной фотографии. Их форм-фактор не предусмотрен для задач, таких как портрет.

Таблица 1. Преимущества и особенности mobile-photography

-2

Первое, на что стоит обращать внимание фотографу, художнику: на оптические особенности широкоугольной камеры телефона, благодаря которой количество деталей в кадре огромно. Поэтому каждому фотографу необходимо четко выстроить передний план, иначе композиция будет несвершившейся.

Второе: все объективы искажают пространство, особенно это касается широкоугольных. Происходит искажение вертикалей. При определенном ракурсе передний план несоразмерно искажается. Такая фотография, если правильно её выстроить, носит наиболее эмоциональный характер (рис.5).

Mobile-фотографии делятся по цели на такие категории как:

  • Фото для «домашнего альбома»;
  • фото показать друзьям (Instagram, ВКонтакте, …);
  • коммерческая фотография;
  • художественная фотография.

Рассмотрим подробнее коммерческую и художественную фотографию. Коммерческая мобильная фотография развернулась в свадебной съемке, love-story, семейной и индивидуальной, хоть многие заказчики относятся с боязливостью, не считая смартфон профессиональным инструментом. Данный вид съемки актуален среди агентств по недвижимости в съемке интерьеров. Стоковая фотография занимает некую позицию: фоны, пейзажи, минимализм, food-фотография.

Джеймс Дэй (JamesDay) – один из свадебных фотографов, отдавший предпочтение дорогой зеркальной камере в пользу смартфона. Вот его цитата:

«Многие люди думают, что покупка дорогостоящей камеры позволит им снимать отличные кадры. Но не камера снимает фотографии - вы это делаете. Камера позволяет просто снять более качественные фото».

Фотограф из Австрии подмечает:

«Зачастую заказчик остаётся в замешательстве, он не может отличить, какой из кадров снят на камеру, а какой на iPhone».

Коммерческая фотография часто живет отдельно от художественной. Здесь главный аспект уделяется качеству картинки, чтобы заказ был безупречным. Главное, удовлетворить требования заказчиков.

Художественная составляющая включает в себя такие характеристики как: эмоциональная развернутость в кадре. Хорошо раскрывает её жанровая фотография. Жанровая фотография – фотография, отражающая действительность такой, какая она есть. Для нее характерна некая документальность. Отличительной особенностью жанра является – запечатление трудновоспроизводимых ситуаций: спортивных, эмоциональных или едва уловимых моментов глазу человека. Одним из таковых примеров является снимок, участвовавший в конкурсе «IstanbulPhotoAwards» в 2019 году (рис. 4) и, занявший 3-е место в категории «StorySports».

Рис. 4. AlainSchroeder (Бельгия) «Тхэквондо в северокорейском стиле»
Рис. 4. AlainSchroeder (Бельгия) «Тхэквондо в северокорейском стиле»

Фотографы, не интересующиеся жанровой фотографии, увлечены постановочной. Её может являться не только коммерческая свадебная или студийная, но и пейзаж, минимализм и абстракция. На рис. 5 представлена фотография, автор которой получил гран-при в конкурсе IphonePhotographyAwards в номинации «Абстракция».

Рис. 5. ГленнХоманн (Австралия), «Гофры», 2018 г
Рис. 5. ГленнХоманн (Австралия), «Гофры», 2018 г

Конкурсы необходимы для того, чтобы: во-первых, дать возможность молодым фотографам «сказать свое слово», донести до общества заложенную идею в кадре. Во-вторых, получить удовлетворение (от победы или же от участия). И, в-третьих, конкурсы необходимы для поднятия мастерства участника.

Напутствие

При съемке на камеру смартфона, необходимо определиться с целью съемки. Не важно, пойдет ли данный снимок в домашний альбом, в социальные сети или будет использован в коммерческих целях. Думая над композицией кадра, стоит учитывать особенности камеры, используя её возможности, для того, чтобы оправдать наличие мегапикселей или обойти недостатки: затрудненная фокусировка кадра в плохо освещенном месте, на определенных моделях смартфона - искажение цветопередачи. Композицию любой фотографии лучше тщательно продумывать, для того чтобы нарабатывать художественное видение.

V. Обсуждение результатов

Результаты анализа демонстрируют нам интерес и современный подход к фотографии как результату художественной деятельности. В каждую эпоху инструмент фотографа различен: но результат один – фиксирование момента на какую-либо плоскость или материал. Фотограф выбирает творческие приемы близкий ему: ракурс, коррекция изображения и подходом к фотографии (постановочная или жанровая фотография).

IV. Выводы и заключение

Mobile-photography дала миру новые возможности: оказавшись в центре происходящего, фотограф фиксирует живые моменты моментально, без предварительной подготовки. Газетам и другим новостным лентам такая фотография объективно необходима.Она приобрела большую популярность, поэтому, в большинство колледжей и университетах вводят целую дисциплину для изучения. Данное направление фотографии формирует определённый визуальный ряд. Если речь идёт о пролистывании Instagram и других социальных сетях, то в большинстве случаев – потребительскую, развлекательную или коммерческую нежели художественную функцию. Если речь идет о художественной составляющей кадра – эстетизация или же эмоциональное потрясение.

Текст: Анастасия Шарапова (Кот Василий)