Психолог о том, какие выводы надо сделать из ситуации в московской школе №113
Инцидент в московской школе №113 послужил не только побудительным мотивом для создания общественного объединения. События запустили дискуссию среди специалистов.
На нашем канале уже есть материал учителя и блогера Андрея Сергеева. Он рассказал, что в современной школе учителя поставлены в положение, когда они боятся озвучивать проблемы. Даже родителям своих учеников они ничего не рассказывают.
Эксперт по гражданскому обществу, известный радиоведущий Евгений Сатановский напомнил, что в древности слово «педагог» означало раба. Его обязанностью было отвести ребёнка хозяина на учёбу и не более. Если сегодняшние педагоги не хотят такого же отношения, они должны вспомнить о том, что в России давние традиции протеста против холопского положения.
А теперь мы хотим представить вам мнение Павла Анохина. Он психолог, состоит в региональной общественной организации содействия инновациям в педагогике, психологии и медиации «Нравственное поколение». По мнению Павла, ситуация, сложившаяся в школе №113 – продолжение системных проблем в российском образовании. Искать решение Павел предлагает в совершенно неосвоенных областях образовательного искусства.
Слово Павлу Анохину:
Школа потребления
Современная школа должна учитывать интересы ребёнка. Но также она должна учитывать и интересы других детей, их родителей, педагогов. Вообще всех людей, вовлечённых в образовательный и воспитательный процессы. Ситуация, сложившаяся вокруг школы №113, как и многие другие, демонстрирует неэффективность существующей системы образования.
По статусу сегодня школа – это учреждение, предоставляющее образовательную «услугу». При этом наполненность класса – 30 человек. И за них отвечает один (!) педагог. Как при таких условиях обеспечить индивидуальный подход к ученикам?
Существует курс «Детской и возрастной психологии». Но большинство современных педагогов его либо не изучали вообще, либо изучали не более одного семестра. О каких знаниях в области работы с детьми может идти речь?
Потребительское отношение к школе породило очевидное последствие: снижение статуса педагога как наставника, Учителя. Дети превосходно знают свои права. Но зачастую они не желают даже слышать про обязанности, перестают признавать авторитет взрослого.
Переполнение при недостаче
В современной школе в среднем 1 000 – 1 500 учеников. На это количество приходится всего по одному психологу, социальному педагогу, логопеду и дефектологу. О какой планомерной профилактической работе с детьми тогда может идти речь?
Статистика НЦ психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского не радует. Российские школьники стали на 20% чаще страдать психическими расстройствами. Количество чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях увеличилось на 70% за последние пять лет.
И это проблема не отдельно взятой школы, это проблема системная. Специалисты просто не справляются с задачей оказания необходимой психолого-педагогической помощи детям. Ситуация в целом весьма плачевна.
Решение в единстве
Из-за чего это происходит? В первую очередь, в системе образования отсутствует единый психолого-педагогический подход. Такой, который ставил бы своей задачей формирование у учащихся гармоничной системы ценностей.
Плачевное психологическое состояние большинства детей можно изменить. Но тут необходима системная работа всех участников педагогического процесса. А его необходимо базировать на общем подходе к воспитанию с опорой на общечеловеческие ценности.
Отдельно взятый специалист не способен с этим справиться. Тем более несколько специалистов, работающих порознь: у каждого будет свой подход, мнение и видение ситуации.
Если мы хотим, чтобы ситуация начала меняться, необходимо прямо обозначить Главную цель процесса воспитания и обучения детей. И в качестве неё принять:
формирование гармоничной системы ценностей, основанной на универсальных, общечеловеческих ориентирах.
Выше уже говорилось про медиативный подход к решению конфликтов. Он нацелен на учёт интересов всех участников конфликта. И поэтому позволяет найти хорошее решение. Но для полноценного использования метода нужна служба медиации. Такие службы только создаются, эффективных специалистов по разрешению конфликтов в школах нет. О медиативном подходе к решению конфликтов, при котором учитываются интересы каждой из сторон спора, в большинстве школ даже не знают.
Знание – сила
Одного медиативного подхода мало! Надо, чтобы проблема психологический безграмотности начала решаться по большому счёту. Это и развитие эмоционального интеллекта, и коммуникативные навыки, и умение решать конфликты, и целеполагание, и навыки рефлексии, сотрудничества, развитие лидерского потенциала и т.п.
Решением этой проблемы может быть введение официального школьного предмета «Человековедение». Которое объединит все перечисленные знания в единый комплекс.
Причём это обучение необходимо проводить как для детей, так и для всех участников образовательного процесса. Включая даже родителей.
По большому счёту, существующая проблема в образовании и воспитании как раз исходит от системного отсутствия информации о человеке. По-простому говоря от неинформированности и психологической безграмотности!