О жизни и творчестве Льва Толстого известно очень много. Но что мы на знаем о его семье и детях? Софья Толстая безумно любила своих чад, но не всегда чувство это было бесспорным и абсолютным. Лев Николаевич дорожил отпрысками, воспитывал их своими мыслями, примером, без советов и нравоучений. Толстые были богаты, знатны, но роскоши в их доме и привычках не было: детей одевали просто, ели просто. Самым главным расходом было воспитание, образование и развитие. Но так ли легко жилось со своенравным отцом и матерью?
В знаменитой семье родилось тринадцать детей. Девять перешагнули рубеж пятилетнего возраста. Из них было три дочери: Татьяна, Мария и Александра. Каждая, будто являла отдельный этап в жизни и духовных исканиях Льва Николаевича. Каждая — отдельная эпоха в семейной истории Толстых, счастливая или полная драматизма. В этом материале мы собрали несколько интересных фактов биографии барышень.
Татьяна Толстая
Татьяна родилась в самые счастливые годы для семьи. Она была окружена любовью и заботой матери, обожаема отцом. Софья Толстая в своем дневнике вспоминала день ее рождения так: «У Льва Ник. была сломана рука, и как он рыдал от умиления, когда родилась его первая дочка, и как любил меня!» До самого конца она оставалась доброй подругой для матери, поддержкой для отца и почти мамой для младшей сестры Александры. Татьяна была очаровательна, игрива, занималась живописью, как и все в семье, знала несколько языков и была образованна, но ей не хватало усидчивости и терпения.
«Рождение моей дочери Тани было как праздник, и вся ее жизнь была потом для нас, родителей, сплошная радость и счастье. Никто из детей не внес такого содержания, такой помощи, любви и разнообразия, как наша Таня. Умная, живая, талантливая, веселая и любящая, она умела вокруг себя устроить счастливую духовную атмосферу, и любили же ее все — и семья, и друзья, и чужие».
Ошибки воспитания
Таня упрекала маму, что она больше внимания обращает на внешнюю сторону жизни своих детей, а внутренней, сердцем и умом, не сильно озадачена. На что Софья Андреевна отвечала, что это и есть секрет спокойной жизни. Хотя и гувернантки и мать старались честно разрешить детские споры и ссоры, после «справедливых» наказаний ребята уходили, затаив друг к другу недобрые чувства.
На один из педагогических материнских промахов Таня обратила особое внимание:
«Я помню, например, раз мне мама сказала, когда мне было уже 15 лет, что иногда, когда мужчина с девушкой или женщиной живут в одном доме, то у них могут родиться дети. И я помню, как я мучилась и сколько ночей не спала, боясь, что вдруг у меня будет ребенок, потому что у нас в доме жил учитель».
Мария Толстая
Маша была пятым ребенком. Она родилась очень слабенькой, худенькой девочкой и всю жизнь болела, хотя была сильна духом и самозабвенно следовала идеям отца. Лев Толстой в письме свой тетушке так говорил о ней:
«Как молоко, белое тело, курчавые белые волосики; большие, странные голубые глаза; странные по глубокому, серьезному выражению. Очень умна и некрасива. Это будет одна из загадок. Будет страдать, будет искать, ничего не найдет, но будет вечно искать самое недоступное».
Так и произошло. Всю жизнь Мария искала любви матери. Будучи двадцатилетней девушкой, она написала: «Мои отношения с мама́ всегда были для меня <...> большим горем». Она замечала внутри желание сводить счеты с матерью, но соглашалась с отцом, что необходимо прощать, и заботилась и помогала ей. Софья Андреевна испытывала к ней сложные чувства любви и нелюбви, жалости и ревности, вины и раздражения. Она не раз выхаживала слабую девочку, отчего сильно привязывалась. Но спустя годы в описании уже взрослой дочери встречалось слово «жалкая». Это означало прежде всего — невозможность гордиться и любоваться ею, как Таней. Одновременно Софья Толстая ревновала Марию, ставшую со временем духовным другом отца.
Поменять у телеги колесо — легко!
Поддерживая идеи отца, Мария Толстая помогала бедным, ходила на покосы с крестьянами, жила скромно. Для нее не существовало тяжелой и грязной работы. Однажды в 16 лет она участвовала в вывозе хлеба с поля и, не задумываясь, пришла на помощь мужику, у которого сломалась передняя ось в повозке. Девушка скинула полусапожки, босиком пробежала по колючему полю и притащила на плечах смазанную дегтем ось, затем попросила рядом стоящих мужиков поднять повозку и ось заменить.
Как-то раз помогла мужику надеть колесо на телегу. Он был безмерно ей благодарен. Мария была одета в простую одежду, поэтому мужик принял ее за крестьянскую бабу и просто с ней говорил. Потом узнал, что то была княжна Толстая, и сейчас же у него переменилось отношение к ней на отношение мужика к барыне. Это сильно раздосадовало Марию. Но все равно время работы с бабами в поле, песни и пляски после тяжелых трудов — она считала самым счастливым.
Александра Толстая
Александра родилась, «прекрасная девочка с темными длинными волосами и большими синими глазами». В те дни Лев Толстой ушел из дома. Правда затем вернулся, пожалев жену и детей. Девочка была нежеланным ребенком, первым, кому наняли кормилицу. В отличие от своей старшей сестры Татьяны, она уже не застала счастливую пору в отношениях родителей. На ее долю выпала самая сложная и драматичная часть их семейной жизни.
С самого раннего детства Саша считала за свою маму старшую сестру Татьяну. Она приходила к ней в комнату, подолгу сидела там. На улице, у доктора, в незнакомых местах ее принимали за дочь Татьяны. С настоящей матерью у Саши отношения не сложились вовсе. Она хотела и ждала ее любви, но в 11 лет услышала страшные слова от Софьи Андреевны в ответ на ласки: «Отчего умер Ваничка, а не ты». Это было спустя год после смерти обожаемого сына. В отличие от Марии Александра не пыталась прощать или понять мать. Вопреки всему она выросла красивой, большой и смешливой девушкой. В девятнадцать лет она была уверена, что не обойдена судьбой.
Я тебя бояться буду
Александра обожала Льва Николаевича, хотя и порой с сомнением относилась к его позиции. Все время пребывания рядом с отцом в ней шел процесс впитывания и освоение, и критического в том числе, его идей. Она научилась очень быстро печатать на машинке, переписывала и перепечатывала отцовские сочинения и письма. Лев Николаевич диктовал ей, даже не думая, как относится к услышанному Саша.
«Однажды случилось неожиданное. Толстой привычно размышлял вслух, но дочь-машинистка не согласилась с его мыслью. «Отец, — вспоминала она, — вдруг насупился и спросил: „А ты разве вникаешь? Я тебя бояться буду“. — „Конечно, папа, вникаю... Ведь я не машина“. — „Вот ты все испортила. Я именно диктовал тебе, как машине. А теперь, раз ты вникаешь, я тебя бояться буду“».
Если вы хотите прочитать еще больше о трех сестрах, трех дочерях великого писателя, то рекомендуем книгу Надежды Михновец «Три дочери Льва Толстого», на основе которой мы сделали материал.
Надежда Михновец, опираясь на многочисленные источники, некоторые из которых малодоступные, а некоторые и вовсе цитируемые впервые, проследила судьбы трех дочерей Толстого. В книге рассказывается не только о годах, проведенных в родительском доме, но и о событиях после кончины Льва Николаевича. Первая мировая война, революция, эмиграция, разлука с близкими, Вторая мировая война, забвение на родине — таким оказался ХХ век для Татьяны и Александры, сумевшим, однако, находить в себе силы преодолевать невзгоды, помогать другим и верить в лучшее.