Найти тему
Леонид Кляйман

Парусные СЕКРЕТЫ

Тонкая настройка стакселя требует постоянной работы на лебедке
Тонкая настройка стакселя требует постоянной работы на лебедке

ПАРУСНЫЕ СЕКРЕТЫ
от 1'Русского Парусного Университета

Рекомендации по учебникам знают все — настраивайте паруса по колдунчикам/передней шкаторине и будет вам счастье в виде хода и остроты на лавировке. А что на деле?

Шкотовые вперив взляд в стаксель или грот травят-добирают шкоты, рулевой в полугипнотическом трансе уваливается-приводится, все в мыле, а хода нет, отстаем на лавировке от других лодок. В чем же причина?

1. Чем больше рулевой работает рулем, тем больше он тормозит лодку — это необходимо помнить всем рулевым, особенно начинающим.

2. Несогласованность, отсутствие последовательности и координации в действиях рулевого и шкотовых приводят тому, что лодка не может разогнаться, она то чуть увалилась с перебранными парусами, то слегка привелась к ветру с недобранными. Даже если это "чуть" даёт потерю скорости всего на 0,1 узла, то за час лавировки набегает 0,1*1852 = 185,2 метра проигрыша по длине пройденного пути. А если это 0,5 узла, то это полмили через час такого хода.

3. Сосредоточенность только на колдунчиках на парусах и/или передних шкаторинах парусов не позволяет видеть полную картину ветра — входит ли яхта в зону порыва/усиления ветра или, наоборот, в штилевое пятно или идет на ровном ветру, даст ли на привод или на увал через 1 - 2 минуты.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ И ПРОДВИГАЮЩИМСЯ РУЛЕВЫМ:
1. Рулевой - дирижер команды, он должен координировать действия шкотовых, задавать паттерны по ходу яхты. Например, когда рулевой говорит "режемся", то это означает, что идем максимально остро, значит паруса добрали и не травим, так как рулевой ищет любую возможность, чтобы идти острее и набирать высоту.
А слова "идем в ход" — наоборот, требуется слегка (1-2 см) потравить шкоты, чтобы лодка набрала максимально возможный ход на лавировке.

2. Всем членам команды надо смотреть на воду и другие яхты, это позволит видеть и предвидеть изменение ветра по силе и направлению. Сидящим на борту в открене лучше не вести разговоры, а давать короткие и ясные доклады рулевому, особенно, если он рулит с подветра.

3. При настройке парусов на ходу необходимо учитывать ещё три важых параметра, влияющих на ход лодки — тяга на шкотах, крен лодки и усилия на руле. В условиях среднего устойчивого ветра правильная настройка парусов позволяет добиться того, чтобы лодка шла в лавировку сама, без необходимости рулевому работать рулем - это видно на видео с тренировки, которое снял студент 1'РПУ.