ПАРУСНЫЕ СЕКРЕТЫ
от 1'Русского Парусного Университета
Рекомендации по учебникам знают все — настраивайте паруса по колдунчикам/передней шкаторине и будет вам счастье в виде хода и остроты на лавировке. А что на деле?
Шкотовые вперив взляд в стаксель или грот травят-добирают шкоты, рулевой в полугипнотическом трансе уваливается-приводится, все в мыле, а хода нет, отстаем на лавировке от других лодок. В чем же причина?
1. Чем больше рулевой работает рулем, тем больше он тормозит лодку — это необходимо помнить всем рулевым, особенно начинающим.
2. Несогласованность, отсутствие последовательности и координации в действиях рулевого и шкотовых приводят тому, что лодка не может разогнаться, она то чуть увалилась с перебранными парусами, то слегка привелась к ветру с недобранными. Даже если это "чуть" даёт потерю скорости всего на 0,1 узла, то за час лавировки набегает 0,1*1852 = 185,2 метра проигрыша по длине пройденного пути. А если это 0,5 узла, то это полмили через час такого хода.
3. Сосредоточенность только на колдунчиках на парусах и/или передних шкаторинах парусов не позволяет видеть полную картину ветра — входит ли яхта в зону порыва/усиления ветра или, наоборот, в штилевое пятно или идет на ровном ветру, даст ли на привод или на увал через 1 - 2 минуты.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ И ПРОДВИГАЮЩИМСЯ РУЛЕВЫМ:
1. Рулевой - дирижер команды, он должен координировать действия шкотовых, задавать паттерны по ходу яхты. Например, когда рулевой говорит "режемся", то это означает, что идем максимально остро, значит паруса добрали и не травим, так как рулевой ищет любую возможность, чтобы идти острее и набирать высоту.
А слова "идем в ход" — наоборот, требуется слегка (1-2 см) потравить шкоты, чтобы лодка набрала максимально возможный ход на лавировке.
2. Всем членам команды надо смотреть на воду и другие яхты, это позволит видеть и предвидеть изменение ветра по силе и направлению. Сидящим на борту в открене лучше не вести разговоры, а давать короткие и ясные доклады рулевому, особенно, если он рулит с подветра.
3. При настройке парусов на ходу необходимо учитывать ещё три важых параметра, влияющих на ход лодки — тяга на шкотах, крен лодки и усилия на руле. В условиях среднего устойчивого ветра правильная настройка парусов позволяет добиться того, чтобы лодка шла в лавировку сама, без необходимости рулевому работать рулем - это видно на видео с тренировки, которое снял студент 1'РПУ.