1. Сай Твомбли «Без названия» - $ 70,5 млн. долларов.
Всё дело в биографии художника, который в начале своей карьеры работал шифровальщиком. И многие художественные критики приводят это довод в качестве объяснения простоты картин художника. Каракули – как бы олицетворяют зашифрованный свод правил – что «можно», а чего «нельзя» и отображают сложность человеческого опыта. Подобного ранее в искусстве не наблюдалось и эту работу «Без названия» считают наиболее зрелым произведением из всей серии работ художника из-за её сложности. Какая бы «сложность» и не привиделась художественным критикам-цена за неё, на мой взгляд, неоправданно высока.
2. Марк Ротко «Оранжевое, красное, жёлтое» - $ 86 млн. долларов.
Продавцы известного аукциона Christie’s утверждают, что покупателю понравилась именно палитра цветов. Хотя, что на ней отображено кроме палитры - понять сложно. И вообще, почему-то исторически сложилось так, что коллекционеров привлекают картины именно с такими оттенками, нежели противоположные. Нью-Йоркские газеты назвали эту работу самым мощным творением Ротко. И самое интересное, две последующие работы, где помимо оранжевого присутствуют синие и фиолетовые тона, сразу ушли с молотка за $ 66 и $ 186 млн. долларов.
3. Барнетт Ньюман «Белый огонь 1» - $ 3, 8 млн. долларов.
Ньюман считается самым влиятельным художником школы абстрактного экспрессионизма. Глядя на эту работу, навряд-ли вы увидите на ней изображение огня, хоть и «белого». Но искусствоведы, в свою очередь считают, что эта работа с огромным смыслом. И картины этого художника создают «связь чувства местности и присутствия», а линии на этой картины получили название «застёжки», которые с одной стороны делят, а с другой объединяют само произведение. И хотя Ньюман хотел, чтобы с помощью его картин произошла некая связь между зрителем и им самим, на мой взгляд, это труднодостижимо из-за отсутствия хоть какой-то идеологии.
4. Лучо Фонтана «Пространственная концепция: Ожидание» - $ 1,7 млн. долларов.
Название картины конечно интересное, и она была успешно продана на мюнхенских торгах. Данная работа лишь часть из всей серии художника, посвященной пространству. Да, мы видим некий разрез холста с помощью лезвия, однако искусствоведы считают, что этот надрез олицетворяет собой таинственную глубину бесконечного пространства и заставляет нас об этом задуматься. Одним словом-Фонтана хотел раскрыть пространство и показать это зрителю. Безусловно, каждый из нас сможет повторить этот шедевр, разрезав холст ножом, но продать подобную копию за такую баснословную сумму нам навряд-ли удастся - вот в чём ещё нужно иметь талант.
5. Эльсуорт Келли «Зелёное белое» - $ 1,6 млн. долларов.
Казалось бы, ничего особенного и ваш 5 летний ребёнок сможет нарисовать и получше, но это не мешало арт-дилерам продать эту работу на Christie’s за большую сумму. Работы Келли вообще пользуются популярностью на различных аукционах. Художник с самого начала своего творчества всячески поддерживал коллекционеров, которые, по его мнению, разбирались в смысле его работ. Цель Келли - освободить форму от основания и запечатлеть её таким образом, чтобы она была в чёткой связи с окружающим пространством вокруг неё. "Подобное – хорошо отображает свободу". Кстати, именно выражение свободы являлось и является основной идеей в современном искусстве.
- И напоследок, изучая работы различных художников в современной живописи, приходит понимание, что за каждой абстракцией и изображением всегда стоит определённая идея, какой-то определённый смысл и задача. Насколько искренне, конечно это всё передаёт нам художник - это вопрос. Но факт-остаётся фактом. Не стоит ждать реалистичности в современном искусстве-ищите в нём смысл, который поможет расширить наше сознание. Одним словом - за это и платят, покупая подобные работы. Все мы живём в мире отностительности и везде есть обратная сторона и всё это - единое целое. Изображение может служить не только для демонстрации реалий зрительных, но и для реалий мыслительных.