Найти в Дзене
Тургенев

Чем Петр I французов удивил: походная постель вместо Лувра, баня у Сены и другие причуды царя

Оглавление

Петру Великому было 45 лет, когда он впервые побывал в Париже. Он вел себя странно, по мнению французской знати. Например, он отказался жить в Лувре, хотя восхищался роскошью и, когда вернулся в Россию, начал строить дворцы.

Что не так с Лувром?

По словам историка Екатерины Болтуновой, царь хотел чувствовать себя «как хозяин», а не как гость, и российские послы заранее обговорили это с парижской стороной. Французы приготовили отель, но посчитали, что русскому королю подобает жить по-королевски, и сначала все-таки привезли его в Лувр:

«В 9 часов вечера он прибыл в Лувр, обошел все покои королевы-матери и нашел их слишком великолепно убранными и освещенными, опять сел в карету и отправился в отель де-Ледигьер, где и остановился. И здесь назначенные для него покои он нашел слишком нарядными и тотчас приказал поставить свою походную кровать в гардеробной».
О пребывании Петра Великаго в Париже, в 1717 году. Из записок придворного мемуариста герцога де-Сен-Симона

В итоге царь спал в походной постели, носил простое (по королевским меркам) платье, чем удивлял парижан. В свою очередь, Петр тоже весьма удивлялся, наблюдая за поведением местных модников:

Такая простота в костюме и образе жизни не могли нравиться французам, привыкшим к необыкновенной пышности и церемониям в образе жизни своих королей, которым старались подражать и сами. Со своей стороны, и Петру многое казалось странным в образе жизни французов. Один из придворных обратил, например, его внимание тем, что каждый раз, как видел его Петр, он был одет в новое платье.
— Мне кажется, — сказал про него Петр, — что дворянин сей весьма недоволен своим портным.

Встреча с королем Франции

А теперь о самом главном событии весны 1717 года — встрече Петра I с королем Франции. Этот эпизод оброс слухами. Даю три версии, которые с разной интонацией и акцентами дополняют общую картину.

Встреча императора Петра I с семилетним Людовиком XV. Константин Горский
Встреча императора Петра I с семилетним Людовиком XV. Константин Горский

1. Анекдоты* о Петре Великом. — Санкт-Петербург : журн. «Досуг и дело», 1884:

Придворная находчивость Петра
Из инвалидного дома Петр отправился во дворец на свидание с королем. Для этого он не переменил даже костюма. Людовик XV был в то время малолетним. Считая Россию варварскою страною, французы не хотели давать первого места русскому Царю и для встречи его положили, чтобы Людовик как при встрече, так и во всех церемониях занимал первое место. Когда Петр прибыл в королевский дворец, то все были поражены простым костюмом его, так еще более его величественною фигурою, высоким ростом и стройным телосложением. Но еще более поразил он всех царедворцев своим поступком. Считая невежливым идти впереди короля, а в то же время не желая идти позади ребенка, к великой досаде всех придворных, взял он маленького короля на руки и вошел на лестницу вместе с ним.

2. Из записок герцога Сен-Симона:

В понедельник, 10 Мая, царя посетил король, котораго он встретил у дверцев кареты, и, по выходе его оттуда, шел с ним рядом, по левую руку до самаго кабинета, где они нашли два одинакия кресла. Король cел на правое, а царь на левое; князь Куракин служил переводчиком.
Удивительно было видеть, как царь, взяв короля под-мышки и подняв его в уровень с собою, поцеловал его таким образом на воздухе, и король, не смотря на свой юный возраст и на неожиданность поступка, не обнаружил ни малейшаго смущения.
Поразительны были любезность царя, какую он расточил королю, нежность, какую он выражал ему, и непринужденная учтивость, которая лилась потоком, но с примесью величия, равенства и с легким оттенком преимущества по возрасту: все это можно было чувствовать весьма отчетливо.
Царь очень хвалил короля, казался от него в восхищении, и уверял в том окружающих. Он обнимал его несколько раз. Король сказал царю короткое, но очень любезное приветствие; в разговоре, участвовали герцог дю-Мень, Маршал Виллеруа и другия почетныя лица. Свидание продолжалось не более 1/4 часа. Царь проводил короля такъ же, какъ встретил, т. е. до самой кареты.

3. Статья ТАСС:

«Король Людовик XV прибыл на встречу к царю далеко не сразу — лишь на третий день после появления Петра I в Париже. Эта встреча была беспрецедентна: русский государь — к изумлению французской знати — взял семилетнего монарха на руки и несколько раз поцеловал его. А юный король ничуть не испугался: он вел себя, как подобает истинному правителю Франции, правнуку «короля-солнца». Прощаясь, Петр I пожелал Людовику XV успешного и славного царствования и добавил, что в будущем государи смогут оказывать друг другу взаимные услуги».

Гравюра из книги «Забытое прошлое окрестностей Петебурга» СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1889. Фото: https://cutt.ly/3rFHrW8
Гравюра из книги «Забытое прошлое окрестностей Петебурга» СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1889. Фото: https://cutt.ly/3rFHrW8

Этот эпизод поразил не только современников Петра I. В 1900 году Л. А. Бернштам показал на Парижской выставке скульптуру, которая заинтересовала императора Николая II. Два года спустя ее бронзовую отливку установили у корпусов Гранильной фабрики, недалеко от Купеческой гавани Петергофа. В годы Великой Отечественной войны памятник пропал, и был воссоздан в 2005.

Баня на Сене

Ходили слухи, что Петр I со своей свитой наделал много шума в Париже. Он велел построить баню на берегу Сены. Наверное, парижане были в шоке, наблюдая за гренадерами, ныряющими в реку.

В Париже Петр Великий был с несколькими своими гренадерами из дворян. Чтобы развлечься русскою банею, которой, разумеется, не имелось в Париже, царь приказал построить баню при доме, который был на берегу Сены. И вот парижские жители с изумлением увидели, как русские, выпарившись в бане, выбегали оттуда и, бросаясь в реку, начинали купаться в холодной воде. Это невиданное парижанами зрелище собирало массы народа. Французский камергер, приставленный королем к Петру, видя такое купанье и не зная, что это делается с разрешения самого царя, докладывает об этом Петру и просит его запретить солдатам купаться, потому что все они могут от этого умереть.
— Не беспокойтесь, г. Вертан — отвечал Петр камергеру, — ничего не будет. Это мои солдаты несколько ослабли от парижского воздуха, так закаливают себя в русской бане. У нас бывает это и зимою.
[Купание было в мае по новому стилю]

Упоминание бани я не встретила в мемуарах Сен-Симона. Об этом эпизоде говорят другие источники (разные собрания преданий). Может быть, гренадеры вернулись домой и рассказали свои истории, которые ушли в народ, а позже были опубликованы. Достоверность их сомнительна, но читать — одно удовольствие.

Встреча Петра I с фавориткой Людовика XIV

Françoise d'Aubigné, marquise de Maintenon (1694). Pierre Mignard. wiki
Françoise d'Aubigné, marquise de Maintenon (1694). Pierre Mignard. wiki

Царь хотел лицезреть «живые мощи прошлого века», поэтому поехал к маркизе де Ментенон. Она была больна и лежала в постели, на вопрос Петра, чем она болеет, та ответила: «Старостью». Эту версию рассказывают журналисты ТАССа, и она совпадает с той, что известна по анекдотам, но совершенно противоположна той, что рассказывает французский мемуарист. Давайте сравним.

Вот рассказ из книги Ивана Феоктистова:

Сен-Симон пишет, что маркиза прикинулась больной Петра I, чем рассердила царя:

В пятницу, 11 Июня, из Версаля царь отправился в Сен-Клу, где осматривал самый дом и посетил девиц в их классах. Принят был он здесь по-королевски. Он хотел также видеть г-жу Ментенон, которая, узнавши о любопытстве царя, легла в постель, велев закрыть все окна занавесями, и оставив лишь одно полуоткрытым. Царь вошел в ея спальню, отдернул занавеси на окнах, а потом и занавеси постели, пристально и вдоволь посмотрел на г-жу Ментенон, и, не сказав ей ни слова, ни она ему, не сделав даже признака поклона, ушел. Я узнал после, что она была очень удивлена и еще более оскорблена таким поступком; но покойнаго короля уже не было на cвете. В субботу, 12 Июня, царь возвратился в Париж.

После поездки Петра I распространяли более лицеприятную версию этой встречи, а выражение «больна старостью» ушло в народ. Что же там было на самом деле, мы уже вряд ли узнаем :)