Кто писал Александра Сергеевича Пушкина при жизни? Хороших прижизненных портретов поэта совсем немного – 3-4, по которым мы можем судить о нём как о человеке и о поэте.
Возвращение поэта из ссылки
После декабрьских событий 1825 года Пушкин впервые приехал из михайловской ссылки по вызову царя Николая I. Шёл сентябрь 1826 года. Царь соизволил «простить» поэта и разрешил ему жить в обеих столицах.
В первые месяцы 1827 года в Москве его портрет написал Василий Андреевич Тропинин.
А в конце мая Александр Пушкин отправился в Петербург, где не был целых семь лет. И тогда был написан другой портрет поэта художником Орестом Адамовичем Кипренским.
Как встретились поэт и художник?
Ореста Кипренского Пушкин знал и упоминал его в списке лучших представителей отечественного искусства.
А.С. Пушкин знал, что в 1816 г. Кипренский портретировал его друга поэта В. Жуковского. Думаю, что он также знал и другие произведения лучшего на тот период русского портретиста: написанные Кипренским портреты Батюшкова, Вяземского, Крылова, Гнедича.
А сам Пушкин позировать не любил. И Кипренский, наверняка, тоже знал, что поэт этого не любит. Дело в том, что Александр Сергеевич критически относился к своей внешности: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арабское моё безобразие предано будет бессмертию во все своей мёртвой неподвижности».
Всё же Пушкина Кипренский написал
Портрет заказал лицейский друг Пушкина Антон Дельвиг, который, как говорил поэт «захотел иметь моё изображение». Дельвиг - «художников друг и советчик», решительно повлиял на Пушкина.
И он согласился, сеансы были назначены на лето. Выбор художника был неслучайным. Дельвиг знал о симпатии Пушкина к Кипренскому, и что он ценил его высокое мастерство.
«Итак, я исполнил ваше желание и изобразил гения»
Кипренский начал работу над портретом, вероятно, в последних числах мая на своей квартире в доме Шереметева на Фонтанке.
Два известных и прославленных творца во время сеансов, конечно, беседовали и, конечно, об искусстве, о жизни за границей и друзьях-художниках, которых Кипренский встречал в Италии.
На портрете Александр Сергеевич Пушкин изображён одетым по моде того времени: в стильном сюртуке, в клетчатой накидке через плечо – шотландская клетка вошла тогда в моду в связи с увлечением романами Вальтера Скотта. В лице - вдохновение, глубокий и в то же время чуть рассеянный взгляд.
Мастер только чуть наметил ресницы, и за эту деталь современники упрекали Кипренского. Но это было сделано намеренно: ресницы не закрывают глаза поэта, поэтому взгляд приобретает зоркость и значительность.
«Московский вестник» писал по этому поводу, что художник «вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум». Он словно внимает внутреннему голосу.
Кипренский, как тонкий мастер психологизма, прибавил Пушкину ещё одну черту в его характеристике. Поэт как будто не весел: рот напряжённо сжат, во взоре настороженность, в которой читается невысказанная тревога.
Эти мысли прочитал и выразил художник: Пушкин утратил иллюзии декабризма, потерял друзей. Ведь именно тогда были написаны знаменитые строки, обращённые к друзьям-декабристам: «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…».
Как встретили портрет?
После отъезда Пушкина из Петербурга, друзья поэта встретились с художником, и Вяземский предложил на заднем плане написать бронзовую фигуру музы с лирой в руках. Художник просьбу выполнил и струны лиры стали вторить думам поэта.
По отзывам современников Оресту Кипренскому удалось создать образ поэта, очень близкий к реальному.
Уже в середине июля появились первые отзывы о новом петербургском портрете поэта, как о «необычайно похожем». А 1 сентября в Академии художеств открылась выставка, где живописцу Кипренскому был предоставлен целый зал и на которой можно было видеть портрет Александра Сергеевича Пушкина.
О портрете писали с восторгом, что «…видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания..»; что «…это живой Пушкин».
Портрет, из всех написанных при жизни, был признан лучшим.
А.А. Дельвиг заказал Уткину гравюру с портрета и напечатал его в альманахе «Северные цветы», который сам издавал. Портрет А.С. Пушкина многие увидели; он стал популярным.
Критика портрета
Раздавались и критические голоса по поводу портрета. В газете «Северный Меркурий» враг Пушкина Бестужев-Рюмин, намекнул на «не весьма благородную внешность» Пушкина, которому «польстил «живописец, а лесть живописца увеличил гравёр»; не понравилось, что портрет написан с огромной симпатией к Пушкину.
Пушкину портрет очень нравился.
Об этом можно судить по стихотворному посланию художнику Кипренскому.
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
Отец Пушкина также оценил его, подкрепив словами: «Лучший портрет моего сына есть тот, который написан Кипренским…». И это при том, что поэта очень трудно было портретировать, т.к. его физиономия «изменчива» (Н.Полевой). Он многолик, поэтому его портреты представляют нам разного Пушкина.
Судьба портрета
В 1831 году А.С.Пушкин был потрясён «ужасным известием» о смерти Дельвига. Хоть поэт и был стеснён в средствах, все же выкупил портрет у вдовы Дельвига через Плетнёва.
До самой смерти портрет висел в его кабинете, потом долгое время оставался в семье и только 1916 г. внук поэта передал его в Третьяковскую галерею. Там, уважаемые читатели, вы можете созерцать его беспрепятственно.
Портрет человека, написанный при жизни, очень действенен, по нему мы создаём представление о личности. А если это портрет гения, то он всегда выражает общечеловеческие идеалы.
Посмотрите и другие портреты Александра Сергеевича Пушкина
Если статья понравилась, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Спасибо всем!