Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Как по работам одной художницы узнать историю фотографии ?

Француженка Кэтрин Бале (Catherine Balet) окончила Парижскую школу изящных искусств, начинала карьеру как художник, но в начале нулевых увлеклась фотографией.

Сегодня Кэтрин Бале широко выставляется в европейских галереях. Из ближайших событий — в рамках ярмарки Photo London показ проекта Moods in a Room ( « Настроения в комнате») в галерее Theirry Bigaignon. На счету Бале — три фотокниги: Identity («Идентичность»), Strangers in the Light («Странники на свету») и Looking for the Masters in Ricardos Golden Shoes («Вглядываясь в работы мастеров»). На новый альбом Moods in the Room уже объявлен предзаказ.

Фотография для Кэтрин Бале — технически точный инструмент для высказывания о новом, быстро меняющемся обществе, ее герои — современники, утонувшие в экранах мониторов. Ее вдохновляют образы старой фотографии: Надара, Эдварда Мейдбриджа, Хельмута Ньютона, Аведона. Ее интересует инструментарий и формирование фотографических трендов.

Кэтрин Бале создает актуальные нарративы с редким, лирическим чувством юмора. История фото, техника, приемы — все это она использует умело и обращается с багажом легко, и трепетно, органично интерпретируя любимые и растиражированные культовые снимки, перешедшие в разряд вневременных шедевров и лишенные тем самым контекста.

Первый фотопроект Кэтрин Бале — Identity — по словам Кэтрин, был спровоцирован обсуждением во Франции введением ограничений в школьной форме. Ограничения имели религиозный и национальный характер. Кэтрин фотографирует подростков, одетых на их собственный вкус, в тех образах, которые им самим по нутру — девушка в корсете и со старинным зонтиком, парочка с сумками, украшенной символикой СССР, радужные шарфики, майки и худи c логотипами музыкальных групп Korn и Linkin Park.

Подростки выглядят ярко, самодостаточно, интернационально. География съемок — Милан, Лондон, Берлин, Барселона. Всего Кэтрин сделала 60 портретов подростков и более 300 снимков деталей одежды. В результате получился коллективный портрет нового поколения жителей Европы со своим дресс-кодом и культурной идентичностью .

В следующей серии — Identity 2 — Бале фотографировала молодых людей в исторических и фольклорных костюмах. На стыке этих серий и возникло напряжение — регламентируемые наряды прошлого и свободные,индивидуализированные — сегодняшние.

Серия, From Earth with Love («С Земли с любовью») — это саркастические сцены, иллюстрирующие процесс загрязнения людьми их среды обитания. По форме снимки напоминают открытки, которые туристы обыкновенно отправляют друзьям из путешествий, но роль достопримечательностей на них исполняют банки, бутылки, старая бытовая техника, атомные электростанции. Имитация открыток выявляет знакомый призыв — поделись с другом. Серия выполнена до начала европейских запретов на производство полиэтиленовых пакетов и компании за чистую планету.

В  Strangers in the Light («Странники на свету») Бале обыгрывает хрестоматийные живописные сюжеты Мане, Давида, Вермеера. Фотографии выстроены по композициям и сюжетам знаменитых картин. Но герои обращены к мониторам. Мониторы — это новое пространство и магический посредник. Через него общаются с Богом и любимыми.

В Looking for the Trends («В поиске трендов») предметом иронии художницы становится фотографическая мода — на псевдолюбительские снимки с вечеринок, на имитацию съемок камер наблюдения. На имитацию ретро. На съемки в масках животных, на использование маскировочных фонов ради мимикрии. На псевдомаскулинность и на гендер. Она каталогизирует весь этот набор новомодных трендов и высмеивает штампы и вкусы кураторов. Серия примечательна тем, что в ней впервые появляется золотой ботинок и его владелец, Рикардо.

В 2013 году Бале за ужином познакомилась в Аргентине с Рикардо Мартинесом, стилистом и художником по костюмам. Он и его золотой ботинок стали героям и соавторами последующих проектов художницы. Looking for the Masters in Ricardos Golden Shoes  — переигранная вместе с Рикардо 178 летняя история фотографии. Выполненный технически виртуозно, проект работает на выявление момента гениальности вне времени: почему тот или иной образ перерос себя и вошел в золотой фонд художественной фотографии. Бале инсценирует знаменитые снимки Ман Рея и Капы, Дуано и Рониса, Рибу и Арбус.

Проект задумывался как шутка, и был приурочен к месяцу фотографии в Арле, но стал объёмным исследованием фотографии с помощью фотографии. Бале, задаваясь простым вопросом — что есть красота фото — создала собственный музей фотографии.

В последнем по времени проекте, Moods in a Room (« Настроения в комнате»), фотограф прибегает к пространственным и колористическим приемам, заимствованным из живописи, и ставит собственные сцены, наполненные чувством ностальгии, одиночества, воспоминаниями. Эти фотографии как материализация снов. Ничего не происходит. Событие либо уже случилось, либо ожидается. Все сосредоточено в едином пространстве. Персонажи замкнуты, но связаны невидимым притяжением.

Женщины, дети, подростки, собаки, все совершают повседневные незаконченные движения, на сценках второго плана — кто-то бежит, кто-плавает. Но никто не назван. Компьютеры, зеркала, окна как возможность выйти за рамки замкнутого. Коридоры как ложные пути. Холлы, офисы — все прозрачно и все непроницаемо. Для чего предназначен пистолет? Кто спит в дальней комнате? На последней фотографии запечатлена девушка, фея наедине с собой. Кажется, это развязка.

В серии Moods in a Room не различить явь, не извлечь связи, не уловить сюжетную линию. Изображения существуют вне логического порядка. Исследуя возможности живописных приемов в цифровом мире, Кэтрин Бале ставит драму, не рассказывая сюжета, зрителю дана возможность видеть, но не сочувствовать, воображать, но не проникать в эти чужие и недоступные комнаты. И разве не так бывает, когда мы видим классические сюжеты — их загадки никогда не будут разгаданы.

Кэтрин Бале последовательно исследует феноменологию фотографии с помощью самой фотографии прибегая к пародии. Она интерпретирует прошлое и размышляет над обществом будущего с юмором, театральностью и артистичностью.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Елизавета Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.