Венгерские историки Т.Краус и Е.М.Варга продолжают рассказывать о злодействах венгерских солдат и офицеров …
О зверствах венгров рассказал и свидетель Троя Р. С., житель села Карпиловка:
«В нашем селе Карпиловка ( Черниговская область. Прим. Vonaviza) чинили зверства, и злодеяния исключительно венгерские части (мадьяры), особенно в период май-август 1943 г. Название части я не знаю, но эта часть называлась венгерский карательный отряд.
В мае 1943 г. жители с. Карпиловка получили данные, что по направлению с г. Остера ( Черниговская область. Прим. Vonaviza) на Карпиловку движется крупный карательный отряд. Все жители села, в том числе и я, оставили свои квартиры и ушли в лес. Венгерский карательный отряд стал из орудий, танков и пулеметов обстреливать с. Карпиловку. Ворвавшись в село, мадьяры стали расстреливать стариков тех, которые не успели удрать в лес. Так они расстреляли старика Троян Григория и других, фамилии которых я не могу вспомнить. Потом начали заниматься поджогом и повальными грабежами. Сожгли мою хату, в которой я только 2 г. пожил. Забрали мое все имущество: корову, свинью, одежду и всю домашнюю утварь. У моей матери все забрали вплоть до нательного белья, потом начались избиения селян и массовые расстрелы.
20 мая 1943 г., мадьярские солдаты совместно с полицаями стали ходить по дворам и забирать жителей села и уводить к старостату. Пришли и ко мне, но я со своей семьей находился на пожарище своей догоравшей хаты, то меня не заметили. Всех собравших жителей села, мадьяры и полицаи от старостата под усиленным конвоем отвели за село: к противотанковому рву и там их расстреляли.
Позже мадьяры и полицаи начали ходить собирать вторую партию, в том числе забрали меня с семьей и еще человек до 30 или больше. Привели нас к старостату, но уже там никого не было, то нам посчастливилось разойтись по домам. Приблизительно часа в 3–4 дня снова ко мне пришли мадьяры и полицай ПРОХОРЕНКО Степан, приказали взять лопаты, собрали нас к противотанковому рву человек 40 и приказали закапывать противотанковый ров с расстрелянными трупами. Возле противотанкового рва с трупами стояли мадьяры с пулеметами и собаками, охраняли нас пока мы закончили весь ров с трупами, отпустили нас домой. […] Ров был приблизительно 30 метров длины и 2 метра ширины, Трупы лежали в беспорядке повалом, и трудно было установить следы огнестрельного оружия, ибо это было кровавое месиво стариков, старух и подростков. Была жуткая картина, и я не мог присматриваться, где их раны и куда в них стреляли»
ЦА ФСБ России. Д. Н-19098. Т. 5. Л. 80–81. Протокол допроса свидетеля Трояна П.С. от 22 октября 1947 г
В сентябре 1943 г. был ограблен и разрушен город Нежин: «14 сентября 1943 г. взорвано и сожжено здание студобщежития по улице Богуна № 3, разграблена библиотека по Гоголевской улице № 4; часть книг сожжена. Разграблены кабинеты и лаборатории. Всего причинен ущерб на сумму 4.879.305 руб»
( ГА РФ, Ф. 7021 Оп. 127. Д. 82 Л.28. )
На основании архивных материалов ныне уже можно с уверенностью утверждать, что в 1941−1944 гг. венгерское хортистское государство и его армии осуществили на оккупированных советских территориях геноцид.
Архивные материалы раскрывают перед нами «венгерскую главу» нацистского геноцида. Так как эти преступления принадлежат к категории преступлений против человечности, к ним не применяются никакие сроки давности. На послевоенном процессе над венгерскими генералами и старшими офицерами один из главных организаторов этих преступлений генерал-лейтенант Золтан Алдя-Пап был единственным из подсудимых, кто, не пытаясь найти смягчающих обстоятельств, признал факт геноцида и свою ответственность в его осуществлении ( В этой связи, по свидетельству протокола допросов, проведенных в октябре-ноябре 1947 г., генерал-лейтенант Алдя-Пап дал на вопросы допрашивавшего его советского офицера следующие ответы:
«Да, признаю ответственным себя, как командир 105-ой венгерской оккупационной дивизии, за все действия подчиненных мне частей на временно захваченной немцами территории советской Украины. […] Да, признаю, я действительно, как командир 105-ой дивизии венгерской восточной оккупационной группы, был исполнителем воли тогдашнего венгерского фашистского правительства и его генерального штаба и участником истребления и порабощения украинского советского народа. Кровавую деятельность этой гитлеровской политики и нашу деятельность я только сейчас вижу и глубоко ее осуждаю».
ЦА ФСБ России. Д. Н-19098. Т. 1. Л. 28–39. )
Конечно, проблема ответственности за военные преступления лежит не на плечах потомков, современного поколения. Ныне наша ответственность состоит «лишь» в том, что всем нам, независимо от нашей национальности, необходимо, наконец, отчетливо осознать факты этих преступлений, огромного количества совершенных злодеяний, «смириться» с тем, что все это действительно произошло, научно и психологически осмыслить происшедшее и извлечь из него соответствующие уроки. Сделать это отнюдь не просто. Открытие доступа к российским архивам отнимет в будущем у политиков и историков возможность применения «восточноевропейской тактики», в соответствии с которой ответственность за геноцид повсеместно, от Австрии и Венгрии до Латвии, перекладывается на немцев. Как мы уже упоминали, современная венгерская мейнстримная академическая историческая наука практически обходит вниманием геноцид, преступления, совершенные на советских территориях, как будто эти преступления не являются органической частью венгерской истории.
Наша задача тоже не может состоять ни в чем ином, как в том, чтобы в интересах сохранения национального самоуважения, пусть даже с опозданием на десятилетия, взглянуть на страшные события войны как на часть нашей собственной истории, восприняв их без пристрастия, так, как они произошли. ...
... Нужно всегда помнить о том, что всегда существует альтернатива бесчеловечности, даже если эта альтернатива, конечно, связана с риском ( Возможность выбора существует и в экстремальной ситуации, как выясняется, например, из материалов начавшегося в 1949 г. судебного процесса над добровольным палачом, гонведом Каройем Белше, рассказавшим в свое оправдание о казни советских граждан в 30 км от Воронежа следующее:
«Сержант Бароди (перед казнью обреченных. – Ред.) угостил их сигаретами, от которых они отказались, а на вопрос сержанта Бароди, не боятся ли они смерти, старший по возрасту местный житель ответил, что он старый коммунист, остается коммунистом по сей день и ничего не боится. Тогда старший лейтенант Вильмош Йенеи пришел в ярость и отдал приказ об исполнении казни. Приказ приводили в исполнение гонвед Янош Чорба из поселка Татахаза и другой, неизвестный мне гонвед, имя которого я уже забыл. Янош Чорба немедленно исполнил приказ и выстрелил, в то время как другой гонвед не смог выстрелить, у него дрожали руки, поэтому Вильмош Йенеи закричал на него, что он трус, после чего сержант Бароди взял винтовку из рук испугавшегося гонведа и передал ее мне, а я прикончил 65-летнего старика выстрелом в затылок…»
Кто же был тогда храбрым, а кто трусом?..
Все это настоятельно заставляет нас взглянуть в лицо фактам двойного геноцида, осуществленного режимом Хорти, фактам холокоста и геноцида против народов СССР .
Т.Краус и Е.М.Варга отмечают, что в современной …. исторической литературе нельзя найти ни единого слова о «подвигах» наших солдат в СССР. Например, перелистав наиболее значительные книги академика Игнаца Ромшича, читатель не найдет об этом практически никаких данных. Второй мировой войне посвящена III глава многократно переиздававшейся книги Ромшича Magyarország története a XX. században (История Венгрии в ХХ веке),… однако в ней нет ни строчки о геноциде, осуществленном венгерскими войсками.
(Другой автор) Петер Сабо в своей также многократно переизданной книге Don-kanyar (Излучина Дона) (Zrínyi Kiadó, Budapest, 1994), запечатлевшей память о храбрости воинов 2-й венгерской армии, по существу, обошел молчанием преступления венгерских солдат, совершенные в районе Дона, хотя можно предположить, что в архиве и рукописном отделе Института и музея военной истории хранится множество материалов по этой тематике…
… Компетентные советские государственные органы провели активную и широкую работу по выявлению и разоблачению военных преступников и помогавших им лиц… В т. н. Фонде уголовных дел Центрального архива ФСБ России хранится около 30 тысяч следственных дел, касающихся лиц, служивших в армиях гитлеровской Германии и ее союзников, в отрядах особого назначения, в частях по поддержанию порядка и оккупационных войсках. Во время войны и после нее эти лица были осуждены за преступления против мира и человечности, за насилие над военнопленными и гражданским населением, шпионаж, незаконное хранение оружия и иные преступления…
(Источники: Христофоров В.С. Сталинград: Органы НКВД накануне и в дни сражения. М., 2008…. Генералы и офицеры вермахта рассказывают… Документы из следственных дел немецких военнопленных. 1944–1945. М.: МФД, 2009.; Тайны дипломатии Третьего рейха: Германские дипломаты, руководители зарубежных военных миссий, военные и полицейские атташе в советском плену. Документы из следственных дел. 1945–1955. М.: МФД, 2011.; Вермахт на советско-германском фронте: Следственные и судебные материалы из архивных уголовных дел немецких военнопленных 1942–1952. М.: ООО «Книжница», ЗАО «Русский путь», 2011.) …
Архивные документы раскрывают потрясающие подробности, систему и «точный механизм» того процесса, в ходе которого венгерские солдаты в качестве сообщников немцев и военных других национальностей с буквально невообразимой жестокостью физически уничтожили ныне пока еще точно не определимые массы советского гражданского населения, главным образом стариков, женщин, детей и советских военнопленных. Немцы и украинцы, венгры и румыны, итальянцы и финны, латыши и литовцы – таков далеко не полный перечень тех национальностей, из представителей которых состояли войска и вооруженные отряды, осуществившие самый крупный во всемирной истории геноцид, сопровождавшийся наибольшим количеством жертв.
Таким образом, в геноциде на оккупированных территориях СССР, жертвами которого в конечном итоге стало около 13,7 миллиона гражданского населения, то есть более чем в 1,5 раза больше количества погибших советских солдат (а ведь это тоже ужасная цифра − 8 миллионов человек), участвовали и несколько десятков тысяч венгерских солдат…
Авторы статьи справедливо раскрывают вопросы:
- почему в Венгрии и других странах …документы «покоились» в течение долгих десятилетий в глубине архивов;
- о том, что государства–правопреемники держав, которые в качестве союзников, коллаборантов нацистской Германии напали на СССР, осуществляют пересмотр истории, распространившийся почти на весь восточноевропейский регион, а определенные группировки новых властных элит этих стран пытаются задним числом выиграть Вторую мировую войну ;
- о процессах в прибалтийских государствах, Румынии, Венгрии, на Украине, где идет «отмывание грязного белья», под знаком политики, служащей легитимации нации-государства, делаются попытки оправдать действия регулярных военных отрядов и организаций, зверствовавших на советской территории.
Однако, по мнению авторов, «все это лишь подлило масла в огонь пробуждающегося в маленьких восточноевропейских государствах реакционного, русофобского, антисемитского национализма, известного по периоду между двумя мировыми войнами и возрождающегося в наши дни. Вместе с тем, фальсификации, нацеленные на «строительство нации», на обеление роли стран в войне и очернение памяти героев Великой Отечественной войны, «выманили» из российских архивов документы о военных преступлениях», которые своей правдой рубят эту стратегию под корень.
Дополню это и своими замечаниями. Как показала наша жизнь, замалчивание истории приводит не к укреплению дружбы народов, а к их разобщению; способствует гниению, а потом разрыву культурных, научных, бытовых и иных связей между государствами; содействует проникновению в общественное сознание опасных идеологий, которые разрушают формации людей и приводят к тяжелым последствиям. Все эти факторы используют западные политики для планирования новых доктрин и авантюр, прежде всего против России с целями очень похожими на те, с которыми пришли на нашу землю нацисты Германии и их многочисленные европейские пособники.
По материалам статьи
Тамаш Краус, Ева Мария Варга . ВЕНГЕРСКИЕ ВОЙСКА И НАЦИСТСКАЯ ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, Опубликовано в 2018г - ЖУРНАЛ РОССИЙСКИХ И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.