Не везёт московским крематориям! Рано или поздно они оказываются в окружении жилых массивов. Донской на Шаболовке работал до 1973 года, будучи со всех сторон окружён многоэтажками послевоенной постройки. Николо-Архангельский (крупнейший в Европе) тоже уже лет 30, как вплотную к микрорайону Новое Косино. Митинский тоже уже посреди жилого массива. Хованский ещё более или менее на отшибе.
Итак, немного истории :
7 декабря 1918 г. кремация обрела в Советской России легальный статус благодаря декрету Совнаркома РСФСР «О кладбищах и похоронах». На тот момент в стране не было ни одного крематория. Россия была Православной страной и людей было принято хоронить, дабы при Втором Пришествии они могли воскреснуть.
В 1919 году Владимир Ленин подписал декрет о предпочтительности кремации. Строительство крематория считали элементом «новой пролетарской культуры». Надо сказать, что в новую пролетарскую культуру много чего вошло, и не самое плохое.( Большая просветительская работа, открытие клубов, кружков, библиотек).
Главным советским идеологом трупосжигания стал Гвидо Габриэлевич Бартель (1885—1943), инженер из Одессы, этнический немец. В 1925 году развернулась активная пропаганда кремации. Бартель приводил веские доводы в её пользу: «Стоимость сжигания должна обойтись в пределах 10 руб. Если к этому прибавить расходы на дешевый гроб, дешевое одеяние, то ясна материальная выгода для широких масс».
Выгоды огненного погребения (кремации) по мнению Бартеля:
1 — идеальнейший способ погребения;
2 — абсолютно удовлетворяет всем требованиям санитарии;
3 — разрешает земельно-кладбищенский кризис городов;
4 — незаменима при эпидемиях, войнах, народных бедствиях;
5 — рассеивает вековые предрассудки;
6 — наиболее красивый, целесообразный и дешевый способ погребения;
7 — разрешает вопрос легкого и дешевого способа передвижения останков;
8 — вносит упрощение в быт похорон, удешевляет их и сберегает время родным;
9 — служит источником для архитектурного, технического, художественно-промышленного творчества и
10 — признак высокой культуры.
В январе 1925 года в музее Московского коммунального хозяйства прошла выставка моделей и фотографий крематориев и был проведён архитектурный конкурс проектов крематория. Первую премию получил проект архитектора Дмитрия Осипова.
Почему- то по условиям конкурса крематорий необходимо было спроектировать на территории Донского монастыря, приспособив для этого здание недостроенной церкви. «Основное требование, предъявленное к проектам, заключалось в том, чтобы здание крематория с внешней и внутренней стороны не напоминало церковь, так как в задание составления проектов входило приспособление под крематорий старой недостроенной церкви»*.
* Ф. Лавров. Московский крематорий и его значение // Строительство Москвы : 1926 : № 5 : Май. — С. 7.
Купол церкви заменили двадцатиметровой бетонной башней. На первом этаже разместили вестибюль, колумбарий и залы для ожидания и прощания, а в подвале — две кремационные печи из Германии, дезинфекционную камеру, морг для хранения трупов, душ, слесарно-механическую мастерскую для запаивания урн с пеплом и другие служебные кабинеты.
Официальное открытие крематория состоялось 6 октября 1927 года — в этот день была проведена первая плановая кремация.
Первый московский крематорий (Донской крематорий) — первый и до 1947 года единственный массовый крематорий, действовавший в СССР. Закрыт в 1992 году, после чего передан Русской православной церкви.
В Донском крематории были кремированы люди, впоследствии погребённые в Кремлёвской стене, а также поэт Владимир Маяковский, писатель Максим Горький, лётчик-испытатель Валерий Чкалов, Маршал Советского Союза Михаил Тухачевский, командарм 1-го ранга Иероним Уборевич, начальник Военной Академии РККА имени Фрунзе Август Корк, Маршал Советского Союза Василий Блюхер, командарм 1-го ранга Иона Якир, писатели Исаак Бабель и Михаил Кольцов, режиссёр Всеволод Мейерхольд и многие другие.
Автор проекта первого московского крематория — советский архитектор Осипов Дмитрий Петрович скончался в 1934 году. Кремирован в Донском крематории, перестроенном из церковного здания по его собственному проекту. Прах захоронен в крематории.