Почему-то у рукодельниц принято считать, что ярмарка - это априори место сиюминутных продаж. Возможно это идет еще с древних времен, когда на ярмарки сносили все более-менее ценное, чтобы заработать. О маркетинге тогда никто и слыхом не слыхивал, но тем не менее уже тогда многие приемы и зародились.
Один крикнул погромче - привлек больше внимания. Второй понял, что не переорать и начал махать руками, да так искусно, что народ к нему потек. Третий решил, что если просто руки такое творят, то танцы с прибаутками вообще крышу снесут.
Сегодня мало что изменилось: зарабатывает тот, кто громче и искусней других привлекает к себе аудиторию. Поэтому у меня тут же возникает вопрос к тем, кто говорит "На ярмарке не заработать":
а что вы сделали, для того, чтобы заработать на ярмарке?
Оформление стола, настроение, общительность, умение продавать - это всего-лишь часть того, что помогает на самом мероприятии. Но, чтобы заработать даже тогда, когда у тебя цены премиум класса и сплошь выставочные уникальные изделия, нужно понимать для чего вам ярмарка.
Я для себя выделила 4 ярмарочных стратегий для разных позиционирований:
- Заработать здесь и сейчас. Небольшие недорогие сувениры. Вещи понятные каждому, простые, модные, трендовые, милые безделушки. Сюда же можно отнести мелкие товары для детей. Все, что любой человек сможет позволить себе купить и использовать здесь и сейчас. Необязательно работать с целевой аудиторией, особенно если мероприятие распиаренное и на нем будет много людей.
- Заработать на заказах. Когда ваш товар чуть сложнее и/или дороже, примерно средний ценовой сегмент. Продаж будет немного. Человек, который незнаком с вами и вашим продуктом не доверяет вам. Но при острой необходимости и попадании в цель (читай: в целевую аудиторию) он может и купить. Упор в этой стратегии лучше сделать на две вещи: люди, которые уже знакомы с вами (подписчики в соцсетях, кто уже делал небольшие покупки, старые клиенты) и сбор контактов с условием заказа в будущем (проще говоря: уговаривать заинтересованных на заказ). Необходимо выстраивать коммуникацию с клиентами ДО мероприятия и звать их для новых покупок. И ПОСЛЕ, чтобы старания не прошли даром и все заказы осуществились.
- Пиар акция. Когда у вас изделия премиум класса, либо дороже среднего. Или вообще, сплошь выставочные, которые захочет себе только истинный ценитель, коих не так много. Ярмарка может стать для вас пиар акцией. Цель познакомить более широкую аудиторию с вашим творчеством. Собрать подписчиков в соцсеть, собрать контакты для дальнейшей работы с клиентами/партнерами/галереями/СМИ и тд. В этой стратегии будет круто, если вы устроите шоу: показ, презентация, мастер-шоу. Тоже есть необходимость работать с аудиторией ДО мероприятия, но особенно стоит уделить внимание на работу ПОСЛЕ. Так как нужно будет превращать заинтересованных - в клиентов.
- Все вышеперечисленное. Это тоже своеобразная стратегия, когда вы правильно выстроили продуктовую воронку (от недорогих/бесплатных до выставочных изделий) и можете получить всего понемногу: и подписчиков, и прямые продажи, и рекламу, и новых клиентов. А так же сможете грамотно отработать все собранные контакты в соцсетях/на сайте и получить максимальную прибыль.
Все еще думаете, что на ярмарке невозможно заработать? Тогда читайте другие статьи по теме:
Устали уходить с ярмарок без денег?
4 вида клиентов, которых вы теряете на ярмарке. Или как работать с контактами.